Капитальный ремонт двигателя John Deere: когда и зачем нужен, как проводить, можно ли делать самостоятельно
Двигатель Джон Дир производится в США, но лет 20 назад он активно начал своё продвижение в России и близлежащих государствах. Внимание на него было обращено после массовых закупок сельскохозяйственными ведомствами и строительными компаниями. Оценив новинку, пользователи даже стали ставить этот мотор на иные автомобили, хотя модельный ряд John Deere включает в себя множество образцов тракторной, бульдозерной и экскаваторной техники. Есть среди них и погрузчики, их часто берут на заготовку древесины, а также различные промышленные объекты. Водителей подкупает возможность сравнительно несложного ремонта этих образцов, ведь в «движке» почти все детали — заменяемые, расположенные компактно, с процедурами справляется даже не особо разбирающийся в автоделе. Но это касается только простых операций вроде замены фильтров, насосов и ряда других узлов. Менять головку цилиндрового блока, к примеру, возможно только с напарником, а лучше —используя специальное приспособление для подъёма довольно тяжёлой детали. А что же делать, когда приходит время капитального ремонта? Возможно ли его проведения с этим мотором самостоятельно? Или придётся обращаться в автосервис? Как вообще распознать необходимость такого масштабного мероприятия, и чем оно отличается от текущего ремонта? На эти вопросы постараемся дать ответы в статье, представив мнения экспертов из сервисных компаний.
Когда нужен капремонт?
Большинство пользователей не задумывается о необходимости капремонта, пока не получит такую рекомендацию от работников сервисных служб. Более того, часто это случается после какого-либо дорожного инцидента. Гораздо реже такая необходимость возникает в силу полной остановки машины где-нибудь на трассе или в поле.
Сельскохозяйственно-строительная специфика использования многих моделей «американца» порождает другую распространённую ситуацию, когда по завершению сезона ТС подвергается плановому техосмотру, результатом которого становится необходимость «капиталки». Владельцы, как правило, адекватно воспринимают такой вердикт и не видят особой разницы между прошлогодними и нынешними операциями: вроде и в том, и в другом случае перебирался двигатель, там менялась турбина, тут проведена замена цилиндрового блока и т.д. В чём же отличия?
На эти вопросы сложно ответить, потому что единого определения капитального ремонта не существует, есть только общие подходы, позволяющие классифицировать те или иные операции и их совокупности как относящиеся к процедуре полного восстановления «движка» или не относящиеся соответственно. Общепринято, что капитальным ремонтом считают такую совокупность операций по восстановлению техники, когда она затрагивает долю механизмов, близкую или превышающую половину имеющихся, но не по количеству, а по значимости. То есть она, как правило, охватывает два-три основных узла как минимум, к которым присоединяются несколько ремонтных операций с прочими составляющими мотора. К основным узлам принято относить:
- коленчатый и распределительный валы;
- цилиндровый блок и его головку;
- топливные и масляный насосы;
- водяную помпу с вентилятором;
- турбокомпрессор;
- генератор, стартёр, маховик;
- топливную, охлаждающую и масляную магистрали;
- воздушный компрессор и т.д.
Напротив, «расходниками» считаются фильтры, прокладки (их замена осуществляется при любой замене узлов и иногда даже при снятии), вкладыши. Промежуточное положение занимают ремни, их натяжители и ряд других механизмов. В связи с частой сменой расходников их обновление не может считаться капитальным ремонтом, но постановка таких новых элементов всегда сопровождает эту операцию, поэтому такие элементы рекомендованы в специальные наборы, которые готовит производитель.
Как правило, работающие на трассах и перевозках автомобилисты ориентируются на километраж и считают, что «капиталка» необходима после миллиона пройденных километров. Это слишком самонадеянный подход, «сервисники» полагают, что таким автовладельцам уже можно просто поменять «движок», а «капиталить» его надо было намного раньше, после 300, максимум 500 тысяч километража. Как правило, это бывает через пять лет эксплуатации. Если техника, как у аграриев или строителей, используется лишь в сезон, а потом простаивает, то после пяти таких лет эксплуатации возможен капитальный ремонт. Если простоев не бывает, то лучше «откапиталить» после трёх лет эксплуатации. Если сезон идёт, как и другие периоды года, то можно придерживаться обычного порядка, когда «капиталка» рекомендуется через пятилетку. Опять-таки, можно подсчитывать и моточасы, ориентируясь на них.
Другой подход связан с состоянием узлов. О необходимости капремонта судят по нарастающему шуму цилиндрового блока и цветному задымлению из выхлопной трубы, опасными считаются такие симптомы, как снижение цилиндровой компрессии и нестабильность работы «движка» при холостом движении. В этом случае рекомендуется обращение на хорошо оснащённую СТО, там следует запросить диагностику с применением компьютерного оборудования, по результатам, как правило, дают право выбора — «капиталить» силовой агрегат сразу или ограничиться заменой самых проблемных узлов, а остальное подремонтировать для возможности дальнейшей работы в течение какого-либо периода. Выбор, думаем, очевиден, потому что при втором варианте вы всё равно придёте на «капиталку» спустя этот оговорённый период. Так происходит не из-за хитрости «сервисников», просто езда и работа на таком проблемном «движке» будет «добивать» его постепенно.
Отдельно стоит коснуться ситуации, когда двигатель заглох посреди посевной или уборочной, на «горящем» объекте. Вы обратились в сервис, а вам говорят — нужна «капиталка». Как правило, удаётся договориться о «подшаманивании» самого проблемного, вы упускаете всего день-другой, и остаётесь довольны. Но с точки зрения сохранения «движка» вы выбрали неверный вариант, он применим, только если вам его не жалко. Лучше потерять неделю, а иногда профессионалы справляются и за меньший срок, но нужно уточнить, всё ли сделано в рамках оговорённого, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда был проведён текущий ремонт вместо капитального. Зато вы сможете этой техникой наверстать всё потом, потому что она будет работать как новая.
Как проводят капитальный ремонт СТО?
Как правило, «продвинутые» станции техобслуживания специализируются на капитальных ремонтах, поэтому иногда они даже не предложат альтернативы, но есть и совмещающие различные виды работ. Связано это с закупками дорогостоящей аппаратуры, позволяющей как диагностировать проблемы оперативно, так и решать их с не меньшей скоростью. Применяются:
- нагрузочные стенды мобильного типа;
- электроэндоскопы;
- съёмники;
- устройства для поворотов валов;
- станки цилиндровой расточки;
- адаптеры и конвертеры для электродиагностики и т.д.
Обычно капремонт проводят в несколько этапов:
- диагностический;
- согласование и расчёт стоимости;
- непосредственные ремонтные работы с обязательным снятием «движка», его разбором и дефектовкой, благодаря чему вы получаете СА не только отремонтированным, но и чистым, что немаловажно для его дальнейшей продуктивной деятельности;
- погрузка и испытание двигателя с последующей регулировкой;
- поиск скрытых дефектов, их устранение;
- итоговое тестирование, по результатам которого выдаётся экспертное заключение, иногда в него попроцентно включаются степени износа отремонтированных узлов.
Современная телефония и встроенная видеоаппаратура позволяют детально задокументировать каждый этап работ и запросить информацию о возможности дальнейших действий от клиента. Сетевые компании практикуют приложение мнений коллег из других территориальных организаций, поэтому их советы носят аргументированный характер, с которым трудно спорить, но учитываются и бюджетные возможности обратившегося. Опять-таки, закупка может проводиться по принципу тендера, если клиент располагает временем, то заказ можно сделать по выгодной цене.
Самостоятельные действия
Если вы решили проводить капитальный ремонт самостоятельно, то у вас, как минимум, должен быть определённый набор инструментов, иметься смотровая яма и подъёмное устройство, если планируется работа с тяжёлыми узлами, а без этого, как правило, такое мероприятие не обходится. Более того, вы должны обладать изрядным опытом и практически идеальными знаниями по двигателю. Как знать, может, вы много лет специализировались на капремонтах John Deere, а сейчас занимаетесь другим ремеслом, но решили «откапиталить» собственный трактор… В этом случае такая операция вполне может быть проведена самостоятельно, тем более, если вы создали дома мини-мастерскую с собственной экспресс-лабораторией.
В целом, нет никаких оснований отказываться от самостоятельного проведения капремонта. Особенно, если вы располагаете временем, ведь не обязательно всё делать сразу. Вот только оборудование…
Некоторые опытные водители заезжают на СТО и договариваются о его аренде. Но по большому счёту, в этом нет никакого смысла. Мы настолько привыкли отдавать всё на откуп профессионалам, так почему в этом вопросе что-то должно быть иначе? Поверьте, вы вряд ли сэкономите на этом.
Поэтому даже те, кто отъездили на Джон Дире уже много лет и знают его вдоль и поперёк, ремонтируют его самостоятельно, но на «капиталку» отдают в руки знакомых сервисников. И это правильное решение.
А вот что действительно стоит взять на вооружение, так это наш сайт. Имея дистрибьютерский статус, мы работаем без посредников, поэтому готовы предложить подлинные комплектующие Deere по низким ценам, с гарантией производителя и доставкой в любой регион страны, а также в Беларусь и Казахстан. Как уже говорилось, сервисные службы часто отдают на откуп владельцам закупку деталей, можете предложить им наши контакты. Скорее всего, они им знакомы, потому что мы работаем с множеством серьёзных ремонтных организаций. Кроме того, имея дилерский статус, мы получаем доступ к эксклюзивной базе, в которой найдутся любые запчасти, отсутствующие в продаже обычных перекупщиков. С их помощью вы проведёте любой, даже капитальный ремонт своей техники Джон Дир.