Опыт одного ремонта зерноуборочного комбайна John Deere 9870
В модельном ряде американского производителя John Deere имеется немало образцов для сельчан и сельскохозяйственного труда, это и тракторы, и бульдозеры, и экскаваторы. Пополняется он и комбайнами, в том числе предназначенными для уборки зерна. Техника пользуется популярностью, так как имеет неоспоримые преимущества: она способна к длительным работам, мощна и расходует небольшое количество дизельного топлива. Кроме того, комбайны легко ремонтируются, для этого даже не нужна специальная подготовка, так как детали, по большей части, унифицированы и компактно располагаются в моторе. Ещё один плюс — мощный двигатель способен к эксплуатации в различных климатических зонах и устойчив к морозам, а также и к высоким температурам, перегревы профилактируются системой охлаждения с высоким потенциалом. Совокупность этих свойств позволяет эксплуатировать технику в течение длительного периода, даже превосходящего гарантийный. Но некоторые поломки требуют замены деталей. В статье мы расскажем об одном ремонте John Deere 9870, опытом с нами поделились автомеханики из ремонтной организации.
О комбайне
Немного дополним эти общие сведения конкретной информацией о комбайне John Deere 9870.
Его называют крупнейшим, «не подкачала» и мощность, до 465 «лошадок» в отдельных модификациях. Установленные системы, позволяющие обмолачивать зерно с сепарацией STS, работают на роторе с тремя ступенями. Увеличен бункер, имеется механизм авторегулировки AME. Как опция, предложена система барабанного привода PosiTorq. Комбайн отлично работает на склонах благодаря спецсистеме Hillmaster, она способна выравнивать ТС в подобных ситуациях.
Комфортные условия созданы в кабине, установленная сплит-система позволяет работать комбайнёру с напарником в любую жару. Все инструменты управления автоматизированы и находятся в зоне ближайшего действия, рычаги и джойстики имеют специальные механизмы упрощённого включения и выключения.
Мощный турбонаддув в 351 квт увеличивает мощностный потенциал машины, над этим также работают шесть рядно расположенных цилиндров с четырьмя тактами, рабочий объём двигателя доведён до 13,5 л. Даже без навески комбайн тянет свыше 16 тонн, конвейер для подачи имеет габариты 139,7х172,7 см. Ротор работает с низкими и высокими скоростями, их показатели достигают 210 и 1000 оборотов в минуту соответственно. Ёмкость зернового бункера рассчитана на 10600 л, в конструкцию встроена разгрузочная колосниковая решётка на 1,1 м2.
Для повышения производительности при работе на рельефе с неровностями, в ночном режиме и для уборки хлебов с полёгшей структурой внедрена передовая разработка на автоматике и с применением электрогидравлики Хедертрак. Немало поработали разработчики и над увеличением маневренности, поставив точно рассчитанную трансмиссию с соответствующей КПП. Таким образом, комбайн John Deere 9870 считается одной из самых продвинутых моделей в торговой линейке компании, она уверенно обходит конкурентов по соотношению цены и качества.
Состояние перед ремонтом
Комбайн хотя и считается передовым, но на ремонт попал после 13 лет эксплуатации. В защиту хозяина-комбайнёра можно сказать то, что до этого периода он не прошёл ни одного капитального ремонта, что является абсолютной редкостью. Правда, все ключевые узлы так или иначе менялись в плановом порядке, обновлялись прокладки, вкладыши, заменялась проводка, практически полностью обновлены все магистрали для технических жидкостей — топливная, масляная и охлаждения. Даже менялись стартёр и коленчатый вал, вал газораспределения. Словом, обновлялось всё, что вошло бы в «капиталку», но всё в плановом порядке, постепенно, а не сразу. Что ж, кому-то представляется более удобным именно такой подход…
Продолжение осмотра и ремонтные действия
Но всё же к ремонтникам комбайн попал уже с некоторыми дефектами, которые пришлось устранять с некоторыми проблемами. В частности, перестал работать управляющий рычаг. Когда стали его доставать и рассматривать, то убедились в том, что он абсолютно старый, больше десяти лет он не должен был выдержать. Спросили хозяина — он вообще КПП не менял, соответственно, и управляющие рычаги тоже. Самое интересное, что функционал рабочий, но вот управление с такими рычагами не будет качественным, постоянное заедание, заклинивание и т.п. Решили обновить.
Ещё после поверхностного осмотра была выявлена необходимость замены верхнего вала наклонки, он просто был лопнувший, владелец был в курсе, поэтому постановка нового компонента не вызвала никаких вопросов. Это такая составляющая, которая должна просто заменяться, её нет необходимости реанимировать, проще поменять.
То же самое касается звёздочек, одна из них вовсе потерялась где-то по дороге, другая находилась в крайне погнутом состоянии. Если даже её постараться выгнуть в первоначальную форму, должного результата не достигнешь. Тоже нужно просто заменить на новые.
При диагностике хорошие мастера интересуются, как шла работа, с какими культурами работали. В данном случае в основном работа велась на рисе, а это примерно в четыре раза больше изнашивает комбайн, чем на зерновых культурах, вдвое, чем на кукурузе. И то, что при этом удалось сохранить в рабочем состоянии гидростатику, просто удивительно.
Продолжая осмотр, выявили истёртые направляющие цепей, они тоже идут под обновление. Сами цепи, возможно, удастся выровнять, но по-хорошему их тоже следовало бы заменить. После обратной постановки их обязательно следует перекрутить, чтобы восстановить корректность действий.
Среди расходников, например, потребовалась замена шнеков, всё остальное в этой категории обновлялось регулярно. Зато хорошо сохранились печи, относительно нормально выглядели ключи, а вот клыкам потребовалась замена.
У транспортёра — довольно изношенные цепные опоры, они, конечно, могут ещё послужить годик-другой, но профилактически их тоже следует обновить. Вообще, стоит отметить, что мы наблюдали работу ремонтников в США, там вообще не принято восстанавливать изношенные детали, они реально их меняют на новые, а у нас часто принято всё выгибать, разделять на микрочасти и считается, что тем самым экономятся средства. Но на самом деле в такую экономию закладываются большие инвестиции, прежде всего, по времени. В данном случае сервисники работают на «золотой середине» между этими подходами.
Наконец, перешли к дефектовке деталей мотора, сняв его и разобрав на стенде. Как уже говорилось, ключевые узлы были обновлены, но некоторые из них уже следовало поменять снова, ведь после замены прошло более пяти-семи лет, а эти сроки критичны даже для крепких компонентов.
Например, обновление потребовалось масляному насосу, он исправно отработал целых восемь лет, что для данного узла весьма ощутимый срок. В принципе, он ещё справлялся с поставленными задачами, но производительность уже была значительно снижена.
Эта операция довольна сложная, требует съёма множества узлов. Например, убираются:
- масляный картер;
- шланг маслоподачи;
- интеркулер;
- вентилятор;
- ремень привода вспомогательных устройств;
- коленвальный шкив.
Ещё потребуется отсоединить от проводной колодки некоторые датчики, например, коленвального положения и экстренного понижения давления. После снятия насоса была заменена прокладка, новая смазана устойчивым к маслу герметиком, обновлены уплотнительные кольца, они пропитываются ОЖ. Хотя это мероприятие и не предусматривает замену коленвала, он всё равно должен смазываться маслом, так как вступает во взаимодействие с насосом.
Так как в ходе этой операции снимался картер, он был осмотрен и заменён новым, так как имел значительные повреждения. У некоторых узлов были заменены составляющие. Например, сам вентилятор находился в исправном состоянии, но крыльчатка имела погнутые лопасти, их соединение было слишком тугим, а при его ослаблении накренился шкив. Было решено заменить и шкив, и крыльчатку. После этого вентиляционное устройство стало работать продуктивнее.
Как уже отмечалось, владелец довольно строго подходил к обновлению элементов уплотнения. В связи с этим был поменян коленвальный сальник, по словам хозяина, он планировал это сделать в ближайшее время.
Итоги и рекомендации
Итогом ремонта стало значительное повышение уровня обновления составляющих мотора и других частей комбайна, он и выглядеть стал как новый, и работать на нём можно почти с исходной продуктивностью. Заказчика результат вполне удовлетворил, на ближайший год значительных инвестиций не потребуется, только регламентные процедуры, с этим он справляется самостоятельно.
На будущее были выданы следующие рекомендации. Во-первых, они касались КПП, трансмиссия значительно состарилась, несмотря на имеющуюся активность и оставшийся ресурс, желательно её заменить хотя бы через год. Есть нуждающиеся в обновлении и части мотора. Так, топливный насос работает не так продуктивно, как должен, хорошо бы заняться и валом газораспределения. В ЭБУ уже возможны сбои, как минимум, следует проверить датчики, по большей части, они уже устарели. С ремнями всё вроде в порядке, но у генераторного слишком старый шкив. Есть вероятность выхода из строя натяжителя на ремне привода вспомогательных агрегатов, следом откажет и сам ремень, хотя последний обновлялся не так давно.
Что касается корпусной части комбайна и его надстроек, внешнего вида, то тут, в принципе, всё довольно крепко, единственное, стоит подумать об обновлении лестницы и поручней, они держатся уже слабо и готовы к повреждениям. Как только они будут появляться, следует заменить хотя бы слабые составляющие.
Таким образом, в статье мы рассказали о ремонте зерноуборочного комбайна John Deere 9870 с 13-летним сроком эксплуатации, его состояние накануне можно было оценивать как среднее между удовлетворительным и хорошим, то есть, в принципе, средним. Была произведена замена ряда узлов мотора, например, поменяны масляный насос и картер, здесь приведено описание этих работ. Многие замены были произведены с элементами, участвующими в обмолотке. Важно, что все заменяемые детали были оригинальные, предоставлены нашей компанией, имеющей дистрибьютерский статус. На будущее были выданы рекомендации. Комбайн проработает ещё длительный период, у него высокий ресурс.