Ремонт трактора John Deere 6090, особенности на примерах из автосервиса

Тракторная автотехника американского производителя Джон Дир широко распространена в сельском хозяйстве, на строительстве и в лесных хозяйствах. Связано это с массовыми закупками, которые проводились в начале 2000-х с подачи одного из государственных ведомств. Обратив внимание на преимущества этой техники, включая и ценовое, были приняты решения по тендерам, затем техника поступила в торговые организации, с тех пор поступления были поставлены на поток, пока по известным причинам не были введены определённые ограничения. Но чтобы исчерпать все запасы, потребуется ещё немало лет, тем более что поступления идут до сих пор. Во многом это связано с наличием альтернативных мест сборки ТС, действует и параллельный импорт. Что касается запчастей, то у запасливых дилеров, к которым относимся и мы, их хватит на ещё больший срок. Несмотря на высокое качество составляющих и повышенную крепкость их материалов, рано или поздно трактор может поломаться. Мы рассмотрим несколько примеров из ремонта одной из распространённых моделей, John Deere 6090.

Краткая характеристика модели

Но сначала — небольшой экскурс о самом тракторе.

На самом деле, называть трактор John Deere 6090 не совсем правильно, эта цифровая последовательность — наименование двигателя, который установлен в разных по назначению образцах техники, но в том числе он устанавливается и на трактор, один из пробных образцов был запущен в самом начале разработки СА, почти два десятка лет тому назад. Для обычных сельчан такое название привычнее, нет повода спорить с ними. Отличные эксплуатационные характеристики и успешная эксплуатация тракторной модели привели затем к постановке ДВС на харвестеры, бульдозеры, экскаваторы, причём иногда на них ранее стояли силовые установки совсем других производителей.

Что касается технических характеристик, то можно отметить:

  • мощность — до 100 л.с. в отдельных модификациях;
  • высокий момент кручения — до 1100 Нм на 1400 оборотах в минуту;
  • развиваемая скорость — до 40 км/ч;
  • количество цилиндров — шесть, рядное расположение, с четырьмя тактами;
  • соответствие показателям экологического класса TIER III, что означает низкий уровень токсичности выхлопных газов;
  • компактные габариты — 4,73х2,49х2,77 м.

Машина оснащается сверхпрочными шинами как спереди, так и сзади, это обеспечивает высокую проходимость, столь ценную на бездорожье и в лесных зонах. Модель работает с поворотной кабиной, что ещё больше способствует манёвренности даже на небольших участках земли. В этом помогает и увеличенная прочность несущих рам. Трактор имеет электронное управление с интеллектуальной системой навигации, что упрощает вспашку и распил при использовании харвестерной версии. Дизель оснащается высокомощным турбонаддувом, который не только повышает исходную мощность, но и способствует снижению топливного расхода, также используется вторичная циркуляция отработанных газов, понижающая выхлопную токсичность. Комфортабельное рабочее место водителя оборудовано всем необходимым.

Ситуация первая — гильзы в цилиндре

Трактор с эти силовым агрегатом поступил в связи с проблемами цилиндровых гильз. Водитель хотел их поменять и разобраться со стуком в блоке. В этом случае при разборе двигателя была выявлена сильная гравитация на первом и втором цилиндрах, а причина довольно проста — разрыв уплотнительных колец. Он отмечался на первом цилиндре, а на втором имелись лишь небольшие повреждения, но и их было достаточно, чтобы существенно снизить результативность работы всего узла. Это происходит, потому что в таком состоянии у кольца не получается обеспечить герметичность по всему периметру, вода попадала в масло, а без полноценной смазки ресурс быстро исчерпывается.

А с гильзами в данном случае всё было не так плохо, хотя ремонтники, конечно, заменили наиболее проблемные. Просто, если бы дело было в них, вода проходила по содержимому, в расширительном бачке имелось бы пузырение.

Как ни странно, даже прокладки оказались целыми, но вот на поршнях имелись повреждения, а кольца и вовсе поставлены неправильно, разведены на 180 градусов.

Ремонтным решением в этой ситуации стала замена всех упомянутых уплотнительных колец, прокладки тоже были поменяны превентивно, так как их ресурс был на исходе. Произведена переустановка поршневых колец, также поменян один из поршней.

Ситуация вторая — коленчатый и распределительный валы

В данном случае на аналогичном тракторе водитель заподозрил исчерпание ресурса коленвала и распредвала. Вообще-то это редкий случай, когда отказывают сразу два вала, тем более в Джон Дир они изготовлены из крепчайших материалов, но ремонтники разобрали «движок» и произвели детальный осмотр.

Действительно, на коленвале имелись следы потёртостей, шероховатостей, коренные вкладыши были сильно изношены и имели глубокие царапины, что говорило об острой необходимости замены. Распредвал находился в сильно загрязнённом и замусоренном состоянии, что было видно даже по тёмной расцветке. Причиной могло стать пересечение заболоченной местности или даже водоёма. Прочистили дренажные отверстия, но помпа тоже не являлась источником возникших проблем, так как у неё не был забит водой соответствующий выход, в нормальном состоянии был и далее расположенный подшипник.

В данном случае было решено ограничиться заменой коренных вкладышей, что продлило срок эксплуатации коленвала, а вот распредвал был обновлён. Также была произведена замена некоторых трубок в контуре охлаждения, потому что обнаружились места утечек.

Ситуация третья — ГБЦ и клапанная система

В данном случае на аналогичном тракторе возникли проблемы с головкой цилиндрового блока, практически во всех клапанах имелись функциональные проблемы, выражающиеся, прежде всего, в их западании и несвоевременном открытии-закрытии. На самом деле, водитель оказался достаточно «подкованным», потому что заметить это не так просто. Но, к сожалению, ситуация была доведена до крайней точки, было бы проще, если бы обращение было на стадии проблем в одном-двух клапанах.

Были произведены соответствующие замеры, обнаружено утопание практически всех клапанов. На двух имелись отметки, близкие к максимальным, ещё два уложились в норму допуска. Но чтобы избежать лишнего снятия головки, проще поменять их комплектом. Причины подобного положения вещей в изрядном износе, ведь отработано было без малого 30 тысяч километража. Конечно, если бы эксплуатант позаботился немного раньше, большую часть клапанов, возможно, удалось бы сохранить, но, наверное, это был осознанный выбор.

Ситуация четвёртая — замена шлангов на впускном коллекторе и турбине

Эта ситуация запомнилась сервисникам, потому что на данном тракторе John Deere 6090 изначально предполагался капитальный ремонт, несмотря на относительно небольшой срок эксплуатации — четыре года. Водитель утверждал, что техника используется сверхинтенсивно, поэтому, пока есть возможность, хотел бы заменить всё по максимуму, но, конечно, запросил диагностику, чтобы понять, что именно стоит обновлять. Никаких особых нареканий у него не было. В принципе, конечно, так и надо поступать. 3-4 года — это только кажется, что машина свежая, если особого обслуживания не было, то вполне могут быть значимые узлы под замену.

Но из серьёзных обновлений потребовалось только поставить шланги на впускном коллекторе и турбине, остальные узлы, включая основные, были в надлежащем состоянии. Во втором случае причина была в неправильном загибе трубки, её просто вернули в исходное положение. Вовремя менялись прокладки, сальники, хозяин строго следил за обновлением фильтров и масла в системе. Конечно, были предложены обновления турбокомпрессора и некоторых цилиндров в блоке, а также масляного насоса, как наиболее близких к выходу из строя, но по описанному состоянию водитель сделал вывод, что с надлежащим обслуживанием год он точно ещё отработает.

Выводы и рекомендации

На самом деле, подобных ситуаций можно привести ещё несколько, но некоторые выводы и рекомендации можно дать, исходя из изложенных.

Например, стоит специально отслеживать состояние прокладок и уплотнительных колец, первая ситуация красноречиво свидетельствует об этом. Постановка поршневых колец должна проводиться строго по инструкции, к сожалению, есть слабо ориентирующиеся в них и в автосервисах, поэтому стоит серьёзно подходить к выбору места ремонта и монтажа деталей. А может, описанная ситуация стала следствием сознательного пренебрежения к техдокументации.

Ещё одна рекомендация может быть связана с работой в местах, где высокая влажность. Трактор Джон Дир достаточно вынослив, есть у него способности и для работы в такой местности, но всё же следует соблюдать осторожность и не превращать технику в плавсредство. Чтобы избежать попадания влаги в топливо, ставят сепарационное устройство.

Коренные, да и шатунные, вкладыши часто требуют замены не потому, что они изготовлены из низкокачественных материалов, просто характер их деятельности предполагают защиту коленвала и шатуна, высокие нагрузки и неблагоприятные воздействия выводят их из строя. Они своего рода «расходники», их нужно вовремя менять, это будет способствовать более продолжительной работе указанных узлов.

Особого внимания требует контур системы охлаждения, потому что возникающие протечки, часто обусловленные непоменянными вовремя прокладками и уплотнителями, способны привести к перегреву мотора, что может вывести его из строя и даже создать взрывоопасную ситуацию.

Вовремя замеченные неисправности клапанной системы следует устранять без промедления, иначе придётся менять весь комплект, а иногда и этого бывает недостаточно.

Контроль требуется и за состоянием шлангов, установленных, например, в коллекторах, а также на турбокомпрессоре. Их повреждения ведут к некорректной работе этих узлов, а это, в свою очередь, пагубно сказывается на наборе мощности.

В целом же, исходя из нашей статьи, можно сделать однозначный вывод о довольно крепком характере представленного трактора John Deere 6090, что во многом обусловлено чёткой работой его силового агрегата. При должном уходе и обслуживании он способен проработать долгие годы, решая разнообразные задачи, поставленные перед ним.