Неисправности ГБЦ в ДВС John Deere и их исправление с заменой и без неё
Двигатель Джон Дир устанавливается в основном на сельскохозяйственную и строительную технику с таким же названием, но его отличные ходовые и эксплуатационные характеристики позволяют применять этот силовой агрегат и на тех ТС, где раньше стоял другой мотор. Поэтому его можно встретить на лесозаготовках и грузоперевозках, есть примеры использования в генераторах промышленного назначения и даже на судах малого судоходства. Чем же привлекает этот «движок»?
Во-первых, он способен развивать высокую мощность с одновременным подъёмом момента кручения. Во-вторых, благодаря этому у него высокая выносливость и способность преодолевать препятствия, что особенно актуально на работах в летний сезон, когда приходится задействовать технику сутками напролёт. В-третьих, конструкторы заложили в него износостойкие материалы, позволяющие эксплуатировать ТС с ним длительный период практически без ремонтов, а когда они случаются — достаточно заменить детали, ведь они универсальны и имеются в обширной базе каждого дилера. Наконец, он неприхотлив и потребляет минимальное количество топлива.
Но все эти преимущества реализуются только при соблюдении правил эксплуатации и своевременной замене компонентов. Поэтому в этой статье мы раскроем особенности такого ключевого узла, как головка блока цилиндров, ознакомим читателя с её неисправностями и подскажем пути их исправления, включая замену.
Назначение детали и её особенности
Головка потому и получила такое наименование, что расположилась в верхней части цилиндрового блока. Поэтому во многом её назначение связано с функционалом самого БЦ. Формируя условия для сжигания топливно-воздушной смеси и способствуя газоотводу после выработки, она решает важные задачи обеспечения экологичности и непосредственно влияет на возможность функционирования силового агрегата. Ведь ДВС именно поэтому так называется, что без сжигаемого топлива, обогащённого воздушной массой, он просто не будет работать. Это послужило основанием считать цилиндровый блок одним из основных узлов, в свою очередь, этот компонент будет бесполезным без ГБЦ. Ещё одна причина отнесения её к этому числу — участие в обороте технических жидкостей, ведь через неё идут форсунки с топливом, в неё заливаются масло и хладагент.
Некоторым компонентам мотора требуется особая прочность, ГБЦ входит в этот список, поэтому компания Джон Дир не жалеет для её изготовления качественных материалов — в производство идут чугун, в том числе и модифицированный, легированные сорта стали, комбинации с хромом и молибденом. Кроме того, в отличие от продукции других производителей, у этой американской компании головка представляет собой монолитную конструкцию, что ещё больше укрепляет её компоненты. Узел выглядит брутальным, но именно поэтому он надёжен и крепок.
Неисправности и дефекты, как они появляются?
После описания детали может возникнуть вопрос: почему и она может быть поражена неисправностями и дефектами. Но дело в том, что ей не удаётся избежать воздействий, которые неизбежны в работе ДВС. Высокие температуры и давление, химические вещества всё равно оказывают негативное влияние на компоненты, в том числе и на ГБЦ. Однако, головка будет служить дольше, если обращаться с ней аккуратно и соблюдать требования, заложенные производителем.
Например, многие водители предпочитают самостоятельно менять запчасти, но их квалификации не хватает, чтобы сделать это грамотно, поэтому происходят повреждения комплектующих и узлов. Кроме того, если резко запускать мотор и так же резко глушить его, да ещё и делать это несколько раз в час, компоненты быстрее приходят в негодность. Высокие обороты вообще стоит использовать аккуратно, они для крайней необходимости, а для определённой доли эксплуатантов становятся основными, причём без всякой надобности.
Сезонная работа требует напряжения узлов силовой установки, и мощные ресурсы Джон Дир позволяют его обеспечить. Но это не означает, что нужно беспощадно эксплуатировать безостановочно по несколько дней кряду. Он выдержит это, но ряд компонентов или выйдут из строя, или будут близки к этому. Поэтому по возможности делайте хотя бы краткие перерывы, а если это невозможно, — то меняйте комплектующие. Устройство Джон Дир таково, что если этого не сделать, — придётся обновлять весь мотор.
Для длительной эксплуатации силового агрегата также важно обеспечить компоненты качественной смазкой. К закупке ГСМ нельзя подходить по остаточному принципу, приобретая дешёвые масла у сомнительных продавцов или на сайтах-однодневках, есть вероятность нарваться на фальсификат, который не только не принесёт пользы двигателю, но и может серьёзно навредить ему.
Результат неполучения деталями смазки может сказаться не сразу, но со временем они всё равно истираются, так как трение друг об друга постепенно приводит их в негодность. Начинаются заклинивания, компоненты не выполняют свои функции.
Стоит отметить и роль прокладок, их нужно обновлять регулярно, даже если визуально они выглядят неплохо. Например, когда обновляют саму головку, то вместе с ней обязательно следует поменять и прокладочные материалы. Здесь вообще нет мелочей, те же болты должны быть закручены в соответствии с инструкцией по эксплуатации, иначе возможен срыв резьбы, отсутствие должного крепежа также может привести к тому, что перемещающийся по мотору болт повредит множество узлов, пока это не будет обнаружено. Поэтому нужно обязательно проводить осмотр, желательно ежедневный, а минимум еженедельно проверять надёжность прокладок и креплений. При этом такие самостоятельные осмотры не смогут обеспечить обследование всех компонентов, поэтому обязательны также регулярные техосмотры при помощи компьютерной диагностики.
Пробитая прокладка будет вызывать утечки масла и топлива, о протеканиях можно догадаться по увеличению расходов на ГСМ, оно должно сподвигнуть владельца на поиск мест с повреждениями. Зачастую обнаружение такого дефекта происходит слишком поздно, приходится менять не только прокладку, но и саму ГБЦ.
Проверить отсутствие пробоин в прокладке ГБЦ можно методом «пузырения», он позволяет это сделать без демонтажа детали. Наполнив бутыль наполовину обычной водой, в ней оставляют шланг от расширительного бака. Наличие пузырьков при запуске мотора свидетельствует о дефективности прокладки.
Подобрать деталь для замены
ГБЦ относится к тем компонентам, которые иногда переживают сам ДВС, так как в Джон Дир её изготавливают из особенно прочных материалов. Поэтому она способна проработать долгий срок, но это происходит в том случае, если эксплуатант проявляет о ней заботу, выявляя дефекты и меняя вышедшие из строя комплектующие. Часто же бывает наоборот: силовой агрегат продолжает работать, значит, и менять ГБЦ не стоит. Когда же доходит дело до аварийных остановок, то выясняется, что обновлять придётся не головку, а весь мотор. Поэтому не надо дожидаться таких ситуаций, замену компонентов следует проводить вовремя, иначе «светит», как минимум, капитальный ремонт.
Решая же обновить головку, многие стремятся сэкономить, покупая в итоге некачественный компонент. Стоит ориентироваться на цену, предлагаемую официальными дилерами, потому что ниже её могут выставить только подпольные производители и мастера, занимающиеся внешней реставрацией уже поломанных деталей. И в том, и в другом случае вы получаете по факту «пустышку», дефекты которой дадут о себе знать в самое ближайшее время.
Другая распространённая ситуация — приобретение ГБЦ, предназначенной для других силовых агрегатов. Иногда она снимается, например, с машины приятеля с той аргументацией, что её можно поставить на Джон Дир. Да, технически это часто оказывается возможным, но уже через определённый период выясняется, что механизмы работают некорректно, так как несовместимы. И не всегда в такой ситуации удаётся вернуть затраченные средства.
Поэтому лучший вариант — это покупка у официального дилера, а если вы не знаете, какая модель подойдёт, — консультации наших менеджеров бесплатны.
Технология замены
У головки цилиндрового блока, в отличие от некоторых других деталей, универсальное положение, поэтому технология замены может отличаться только в деталях, основная же схема будет той, что присутствует в нашем описании.
Итак, действия начинают с демонтажа тех компонентов, что можно повредить при попытке дойти до самой ГБЦ. Снять нужно шланги и трубы, включая предназначенные для поставок хладагента и масла. Освободившиеся отверстия нужно чем-то закрыть, чтобы туда не попала грязь. Крышка клапанов также подлежит снятию, крепёж ГБЦ снимается не ключом, а головкой.
Далее — снятие топливной номенклатуры, рампы, «морковок» и форсунок. Убираем прокладку, взамен которой нужна будет новая, и можно снимать головку. Она достаточно тяжела на подъём, поэтому следует использовать чью-либо помощь или специальное подъёмное устройство.
Перед постановкой новой головки место, куда она встанет, очищают от грязи и нагара, используют новые болты, отверстия также подвергают зачистке. ГБЦ иногда приходится шлифовать, чтобы она смогла встать на посадочную площадь. Поставив обновлённую прокладку и промаслив её, на неё устанавливают и новую головку. Усилия для закрутки болтов могут быть различными, они указываются в техдокументации, но чаще всего они соответствуют 90 Нм. При этом и техника закручивания тоже может отличаться, например, иногда применяется такой вариант — закрутка на круг, расслабление на полтора оборота, докручивание на 270 градусов. Обычно сначала крутят центральный болт, затем расположенные поблизости, далее передвигаются вкруговую к крайним элементам крепежа.
Завершают процедуру последовательным возвращением снятых узлов и деталей на свои исходные места, заменяя испорченные. Особенно рекомендуется обновить форсунки, они часто бывают повреждены к моменту снятия ГБЦ. Тестируя деталь запуском мотора, обращают внимание на появление посторонних шумов и цветную окраску дыма. Если эти признаки имеются, то, вероятно, следует проверить весь цилиндровый блок и поршни, где-то возможна неисправность.
Чтобы не пришлось менять часто
Чтобы ГБЦ не пришлось менять часто, нужно придерживаться рекомендаций, которые выработали производитель и эксперты. Одна из них касается смазки деталей качественными ГСМ. Для очистки топлива и удаления из него влагообразований стоит поставить дополнительный сепаратор, желательно скрыть его под капотом.
Головка нуждается также в хорошем охлаждении, поэтому нужно проследить, чтобы не было утечек хладагента и был работоспособен вентилятор. Для замены используйте оригинальные детали, приобретая их у официального дилера.