Маховик, или маховое колесо в ДВС John Deere: основные неисправности и их устранение
Силовой агрегат Джон Дир успел набрать популярность в России ещё в начале нового века. Но особое распространение он получил на технике, которая активно применяется в сельском хозяйстве и строительстве. А это как раз те два направления экономики, которые можно отнести к вечным. Поэтому специалисты сходятся во мнении, что тракторы, погрузчики и прочие автосредства с этим мотором будут востребованы ещё долгий срок. Во многом это объяснимо теми плюсами, который имеет данный двигатель. К ним относятся развиваемая мощность и момент кручения, невероятная выносливость, позволяющая вспахивать огромные земельные массивы и разрабатывать значительные котлованные площади. Кроме того, его можно применять на северной и южной технике, он одинаково легко переносит морозы и зной. Наконец, у него высокие показатели по экономии дизельного топлива, что немаловажно для рачительных хозяев в организациях любого размера.
При этом, если какие-либо детали ломаются, их легко заменить. Поэтому сегодня мы и расскажем об одном из таких компонентов — маховом колесе, или маховике, как его ещё называют. Разберёмся в назначении этой важной составляющей ДВС, рассмотрим её неисправности, подскажем, как подобрать и остановимся на технологии замены.
Для каких целей он нужен?
Маховик входит в кривошипно-шатунный механизм, поэтому цели его размещения нужно рассматривать в совокупности с выполняемыми остальными частями. Благодаря ему происходит запуск мотора и работает сцепление. По виду это диск из металла, увенчанный зубцами. Часть, на которой они располагаются, — венец, а вся конструкция крепится в тылу коленвала. Выполнение функций становится возможным благодаря накопленной энергии, по сути дела, маховое колесо служит её передатчиком. Оно стабилизирует работу мотора и снимает необходимость дополнительного напряжения.
Если бы не маховик, то в силу неравномерных тактов двигателя с поршнями не удалось бы достичь синхронизации, ведь последние двигаются со своими скоростями, коленчатый вал же рассчитан на определённое число оборотов. Для решения этой проблемы такты каждого цилиндра временно смещаются при помощи кривошипно-шатунного механизма, в который и входит маховое колесо.
Кроме того, оно способствует выравниванию угловых скоростей коленвала и выведению поршней из МТ. Маховик — отличный передатчик момента на коленвал со стартёра через шестерёнку последнего, а также и с самого коленвала на КПП и сцепление. Такие свойства он получает в результате скопления энергии, ведь его масса достаточно велика. Отдавая этот энергетический запас, он последовательно производит выпуск, впуск и такт сжимания.
У маховика есть также возможность гасить вибрации и крутильные колебания, что используется в некоторых моделях.
Для обеспечения функциональности и защиты от внешних воздействий маховое колесо в ДВС Джон Дир всегда изготавливается из крепких материалов. Поэтому некоторые водители даже предпочитают заказать его для силовых установок иных производителей. В качестве основы обычно берётся чугун или легированная сталь, иногда добавляются молибден или хром, это делает состав ещё крепче. Чтобы к основному диску можно было прикрепить зависимый, а всю конструкцию объединить с коленвалом и сцеплением, его диаметр обычно делают превышающим 30 см.
Причины для замены
В ДВС есть детали, которые проще заменить, чем передавать на починку или пытаться сделать это самостоятельно. К таковым относится и маховое колесо.
Связано это прежде всего со сложностью самого устройства и уникальностью материалов, которые невозможно заменить аналогичными. Равноценная замена элементов выливается в такую сумму, что обновить колесо полностью становится ещё и экономически выгоднее.
Понять, что маховик отработал своё, обычно можно по видимым признакам. У такого компонента треснувший металл, деформировано внутреннее содержимое, изношено дисковое сочленение. Часто страдают и зубья венца, они могут и вовсе отсутствовать или быть разрушенными. Сам маховик может рассыпаться на части или не содержать одну из них.
Признаками его неисправностей становятся:
- шумящий мотор;
- трудно запускаемый стартёр;
- проблемное сцепление;
- тряска всего силового агрегата.
Если поломка коснулась венца, то можно попытаться произвести его замену. При этом для демонтажа используют обычный молоток и зубило. Чтобы новая деталь села на место старой, её нагревают. Остыв, она останется прочно зафиксированной.
Если сломан диск, то замена всего махового колеса станет лучшим решением, потому что восстановление будет слишком трудоёмким и затратным.
Ещё одна распространённая ситуация — повреждённые подшипники. Часто они истираются друг об друга, так как не хватает смазки. В этом случае нужно поискать места утечек. Ещё причина может быть в качестве состава: низкосортные ГСМ быстро улетучиваются и не способны обеспечить уменьшение силы трения при соприкосновении компонентов. То же самое касается пружин. Их же часто поражает заклинивание. Пружина может не встать на место после вылета.
Сложнее ситуация, если повреждения имеются в самом диске, — в этом случае маховик меняют полностью. Иногда в негодность приходят подшипниковые или пружинные элементы, происходит истирание компонентов между собой. В последнем случае обязательно проверяют систему смазки — возможно, проблема нехватки масла распространится и на другие детали. Признаком начинающегося истирания является заклинивание составляющих. Проблемы создает также отклоняющийся второй диск, так как после этого может начаться его хаотичное болтание и потеря функциональности.
Ремонт маховика сложен ещё и потому, что приходится снимать коробку передач, сцепление, а обратно нужно всё поставить на прежние места.
Как производят замену?
Так как ремонт махового колеса чаще всего не целесообразен, то его приходится обновлять. И здесь важно выбрать его в правильном месте, то есть у официального дилера John Deere. Не пытайтесь воспользоваться сомнительными предложениями, это просто опасно для вашей работы, фальсифицированная деталь может развалиться в любое время, нарушив технологический процесс. Также не стоит приобретать детали, предназначенные для других моторов, у них просто может обнаружиться несовместимость с вашей версией ДВС, даже если они высокого качества. Только покупая у официальных дилеров, можно быть уверенным в качестве товара и получить гарантию производителя. Если у вас вызывает затруднение выбор модели, мы поможем вам бесплатно.
Для замены маховика трактор или другую технику загоняют в смотровую яму или гараж, по возможности используют подъёмник. Из инструментов понадобятся отвёртки, оправки, гаечные ключи и головка. Чтобы сцепление и коробка передач не помешали процессу снятия самого маховика, их лучше предварительно демонтировать. Возвращение на нужную позицию махового колеса будет проще, если произвести фиксацию старой детали по отношению к картеру. При этом уже нельзя будет поменять коленвальное положение.
Когда снимают крепление маховика, он может закрутиться, это действие блокируют отвёрткой. Предотвратить падение можно, если заменить выкрученные болты шпильками. Они же помогут зафиксировать тот уровень, на который нужно сдвинуть маховик, используя крючок. Для окончательного снятия его остаётся осторожно приподнять. Учитывая тяжёлый вес изделия, используйте подъёмник или помощь напарника.
Новый маховик ставят на место старого только после зачистки посадочного места. Детали возвращают на исходные позиции в обратной последовательности. Моменты затяжки следует смотреть в указаниях к каждой из модификаций ДВС, обычно он соответствует 30 Нм. При этом могут применяться разные схемы по закручиванию, например, отвернуть на 180 градусов, после новой затяжки довернуть на 90. Поставленный маховик обязательно проверяют в работе, внимательно наблюдая за ней и следя за отсутствием посторонних шумов, протечек.
Меры по увеличению эксплуатационного срока
В связи с тем, что маховое колесо относится к деталям, которые трудно ремонтировать, рекомендуется соблюдать советы производителя, чтобы увеличить эксплуатационный срок.
Одна из них касается учёта взаимодействия деталей в ДВС Джон Дир друг с другом. Поэтому нельзя сохранить маховик, если нарушена деятельность ключевых систем и узлов. С целью контроля качества их работы проходят диагностические мероприятия в рамках ТО. Но и вне их будет полезно лишний раз заглянуть в мотор и проследить, нет ли отклонений в работе маховика.
Также важно регулярно заменять маслосостав, обновляя его высокими сортами, приобретаемыми у официальных дилеров. Нельзя забывать и об обновлении фильтров — топливного, масляного и воздушного. Все они способны значительно повлиять на работоспособность моторных компонентов. Для того чтобы понять, что необходимо обновление фильтрующих элементов, требуется отслеживать их состояние, а сроки, указанные производителем, иметь в виду для сведения, так как часто они не учитывают интенсивность труда на ТС.
Для маховика особенно важно минимизировать количество крутильных колебаний, которые заставляют интенсифицировать его работу. Поэтому нужно уделять внимание и состоянию ЦПГ, свечей и форсунок, так как их нестабильная деятельность приводит к этим явлениям. Чем оно лучше — тем реже приходится менять маховое колесо.
На его функционирование также влияет и стиль рабочей деятельности. Выжимая сцепление до заводки, плавно включая «движок» в работу, избегая резких перепадов, вы исключаете перегрузку маховика, поэтому он сможет функционировать дольше. Старайтесь также не включать пониженные передачи на торможении.
Заключение
Итак, маховое колесо в ДВС John Deere действительно играет важную роль, выполняя ряд функций, важнейшими из которых являются обеспечение возможности запуска мотора со сцеплением, передача энергии коленвалу от стартёра и стабилизация деятельности силового агрегата. Поэтому по приведённым в статье признакам вы сможете отследить появление неисправностей и заняться их устранением. Особое внимание уделите подшипникам, дискам, венцу с его зубьями. Но маховое колесо относится к трудноремонтируемым, поэтому чаще его обновляют полностью. В материале мы привели и общую схему-описание процесса замены данного компонента. Для увеличения эксплуатационного срока маховика воспользуйтесь советами, которые подготовлены на основе экспертных мнений. Резюмируя, можно отметить, что при должном уходе маховое колесо в составе ДВС Джон Дир способно отработать длительный период, даже превышающий гарантийный, подтверждая репутацию двигателя как выносливого и износостойкого.