Прокачка топливной системы в John Deere: необходимость, последствия, технология
Силовые агрегаты американской компании Джон Дир ставятся преимущественно на аграрную и стройтехнику, просто именно эти направления первоначально осваивал производитель, выпуская различные тракторы, экскаваторы, бульдозеры и т.д. Хотя такая техника активно применяется и в коммунальном хозяйстве, на лесозаготовках, даже некоторых промышленных объектах. Пользователи довольно быстро осознали возможность установки двигателей на иные модели сторонних производителей, поэтому моторы стали активно переставляться. В свою очередь, и производитель расширил линейку, затем освоил модели для промышленной энергетики. Словом, на сегодня компания имеет широкий ассортимент «движков» для многих направлений экономики, ещё больше распространены комплектующие, которые прямо с конвейера идут на сборку множества моторов. Это довольно мощные силовые агрегаты, но, что не менее важно, они позволяют экономить топливо. Во многом это обусловлено постановкой передовой топливной системы Коммон Рейл, она установлена на многих моделях американской фирмы. Но эксперты утверждают, что топливная система нуждается в прокачке. Зачем это делать и как — в нашей статье.
Особенности ТС Common Rail
Не все модификации Джон Дир используют «бошевскую» разработку Коммон Рейл, что переводится как «дорога для топлива». Но после её постановки практически все топливные системы стали использовать заложенный ею принцип прямого впрыска под давлением, без него остались только выпущенные ранее модели, впрочем, многие из них до сих пор в ходу и демонстрируют немалую эффективность в работе.
Высокое давление позволяет проще добиваться таких преимуществ, как высокая скорость передачи горючего на сгорание, можно рассчитать нужный объём и даже определиться с моментом вливания, когда оно наиболее эффективно. Создание этого уровня давления — задача внедряемого в рамках системы топливного насоса высокого давления (ТНВД), зачастую он работает совместно с другим насосным устройством, ТННД, выполняющим подкачку.
Но в рамках некоторых систем, отличных от Common Rail, но использующих тот же принцип, допускается применение простого, ручного топливоподкачивающего насоса. Понижение давления необходимо для того, чтобы избежать разрыва труб и не держать постоянно систему в напряжении.
Система построена также на взаимодействии с электроуправляющим блоком, выполняющим расчёты и отдающим команды на основе заложенных разработчиками алгоритмов, к модулю подключаются датчики, в работе задействованы форсунки, подсоединённые к проложенной трубной магистрали, они выводят горючее на цилиндры.
Взаимодействие форсунок с электроникой позволяет пропускать горючее по сигналу. Работа системы позволяет не только сокращать финансовые расходы на топливо, но и снижать нагрузки на узлы, благодаря чему увеличивается срок жизни ДВС. Побочным положительным эффектом является также снижение токсичности выходящих после отработки газов, это позволяет достигать выполнения требований по экостандартам Евро.
Достигаемая экономия по топливу обуславливает высокие требования мотора к качеству топлива, следить также нужно за отсутствием воды в системе. Проникновение влаги ограничивается специальным влагопоглощающим устройством, оно устанавливается по умолчанию во многих модификациях Дир, но при его отсутствии вы можете поставить сепаратор дополнительно.
Что касается качества топлива, то проблема решается при помощи фильтрации, но следует вовремя заменять фильтры, с этим, кстати, в России есть определённая проблема. Она связана с установлением сроков обновления фильтрующих компонентов по инструкции. Водители в основном ориентируются на полугодовой период, но используют технику довольно интенсивно. В особенности это касается строителей и аграриев. Летний сезон предусматривает порой круглосуточную работу, даже с перерывами это отражается на моторе, но это ещё полбеды. Основная проблема заключается в том, что даже по окончании сезона фильтры остаются непоменянными. И ладно ещё, если даже технику ждёт, скажем, полугодовой простой. Но у некоторых она эксплуатируется снова, а без обновления фильтров это приводит к засорению узлов грязью, горючее тоже идёт с примесями, компоненты работают на износ и ломаются.
Отсюда вывод: если вы отработали сезон в усиленном режиме, фильтр стоит поменять. Это касается, кстати, и масляного фильтра, и масла в системе.
С чем связана необходимость прокачки ТС?
Необходимость прокачивать топливную систему возникает чаще всего из-за завоздушивания, проникающий воздух создаёт пробки, горючее застаивается и мешает естественной работе системы. Но сбой может возникать и из-за других причин, например, из-за неисправных форсунок, поток дизельного топлива захлёстывает цилиндры, в ответ электроника пытается стабилизировать увеличение оборотов. Косвенным признаком этого может быть чёрный дым из выхлопной трубы. Отслеживая динамику, можно наблюдать скачки, по которым тоже догадываются о проблемах в ТС. Если проигнорировать эти симптомы, то расплав поршней не заставит себя долго ждать.
Дизель, как известно, может работать и без зажигания, ведь ТВС воспламеняется в результате создающегося давления. Но завоздушивание топлива не позволяет выполняться этому условию, поэтому затрудняется и впрыск. О проникновении лишнего воздуха в ТНВД судят по «затраиванию» мотора, «плавающим» оборотам и неожиданным остановкам.
Но насос не прекращает работу даже без поступления нужного давления, что приводит к его быстрому износу, одним из первых последствий станет появление задиров на плунжерной части. После этого металл пойдёт на форсунки, что выведет из строя и их. Запуск стартёра без нужного минимального количества топлива будет создавать предпосылки и к его поломке. Избавиться от лишнего воздуха во всех описанных случаях помогает прокачка системы.
Технология прокачки системы
Техника John Deere использует разные двигатели, их значительные отличия обуславливают разные технологии прокачки топливных систем, которые тоже могут отличаться друг от друга. Однако, схема действий будет схожа с описанной нами. Для примера возьмём трактор 318D с соответствующим мотором собственного производства 4024HT.
Когда заканчивается топливо, система оказывается засорённой, а остатки горючего содержат слишком много загрязнений и посторонних включений. Сняв топливный фильтр, следует убедиться в свободном поступлении ДТ в головную часть этого компонента. Как правило, приходится продувать трубку обратной подачи через резервуар, используя воздухопровод.
Можно также, удалив остатки ДТ, завернуть сопло какой-либо материей и заткнуть заливное отверстие, это создаст нужное уплотнение, а уровень давления в баке увеличится. Подавая короткие порции воздуха в бак, добиваются вытеснения загрязнений из магистрали и из впускного отверстия топливного фильтра.
После этого следует поменять топливный фильтр и прокачать его, свернув соответствующий болт, расположенный наверху. Фильтр перед постановкой заливается свежим топливом. Когда чистое дизельное топливо вытечет из выпускного винта, затяните его снова. Пройдите по трубопроводу к топливному насосу и прокачайте его, открутив тот же самый болт в верхней части. Если есть ручной рычаг (обычно он расположен внизу стеклянной чаши), используйте его нажатия, чтобы протолкнуть топливо через систему, или попросите напарника провернуть двигатель на несколько секунд за раз. Убедитесь, что топливо выходит без воздуха и пузырьков. Затяните сливной винт. Ослабьте каждую трубку форсунки на соединениях, начиная с ближайшей к насосу, и прокачивайте или проворачивайте двигатель до тех пор, пока топливо не начнет выбрызгиваться синхронно с поршневыми движениями. После затяжки повторите то же самое с другими патрубками.
Иногда требуется ещё нажатие кнопки холодного запуска, но в основном процедура завершается без него, после запуска «движка» воздух уходит и из верхней части форсунок.
Если ваш СА ещё относительно молод, можно попробовать такой способ:
- залейте топливный фильтр топливом полностью;
- после постановки запустите «движок» на высоких оборотах;
- после пары-тройки минут заглушите его.
Прокачка ТНВД
Иногда этих действий недостаточно, тогда можно прокачать и ТНВД. Для этого нужны следующие действия:
- откручивание винта, расположенного между штуцерами;
- запуск зажигания;
- многократное нажатие на рычаг ручного насоса, что будет вызывать вытекание топлива из-под открученного винта;
- возврат винта в исходное положение.
Топливо должно идти без пузырения, это будет означать отсутствие воздушных пробок. При отсутствии должного эффекта используют стартёр, попросите напарника прокручивать его, а сами следите за выходящим топливом. Если и в этом случае нет нужного результата, можно ослабить штуцеры и развести их в стороны, или выкрутить практически до конца. Топливо пойдёт прямо из-под открученного штуцера, если оно не пузырится, закрутите штуцер и откручивайте другой. Добившись результата на всех штуцерах, заверните их гайки.
Соблюдайте рекомендуемый режим работы стартёра: на 15 секунд прокрутки он нуждается в двух минутах перерыва.
Заключение
Топливная система в двигателях John Deere позволяет достигать ощутимых преимуществ в виде набора высокой мощности и скорости, они сочетаются с экономичным расходом горючего. Но проникновение лишнего воздуха не даёт силовому агрегату полноценно использовать их из-за проблемы завоздушивания, наша статья посвящена ей. Мы раскрыли суть проблемы, рассказали и о применяемых топливных системах, подсказали пути решений. Приведены технологии прокачки как системы, так и применяемого в ней ТНВД. Всё это должно помочь в пролонгации эксплуатационного периода ДВС американского производителя, официальным дистрибьютером которого мы являемся. Все необходимые детали, включая форсунки, ТНВД, топливные фильтры, штуцеры, вы можете найти на нашем сайте, они распространяются с гарантией производителя и доставкой до мест назначения в российских регионах, Казахстане и Беларуси. Уделяя внимание обслуживанию вашего «движка», вы можете пользоваться им даже дольше заявленного срока.