Дым из ДВС John Deere — опасный симптом
Двигатель Джон Дир чаще всего применяется в сельском хозяйстве и строительстве, где техника с ним успешно решает поставленные задачи. Специфика этих и других отраслей в нашей стране — в сезонном характере труда, когда летний день год кормит. Поэтому остановки не поощряются, а большинство симптомов, свидетельствующих о неисправностях, игнорируются до лучших времён. Это в любом случае приводит к постепенному исчерпыванию заложенных в ДВС ресурсов, но существуют особенно опасные признаки, которые говорят о том, что остановка возможна в любой момент. В причинах и последствиях задымлений разбираемся вместе.
Если дым — тёмный
Такое задымление встречается чаще всего, оно заметнее, поэтому и считается самым опасным. На самом деле это не совсем так, ниже мы поясним, что и другие цвета тоже должны вызывать подозрения, что в моторе возникли неполадки.
Чаще всего чёрный или чёрно-коричневый дым — признак неполного сгорания топлива, что обычно обусловлено слишком большим потоком горючего, отправляемого в камеры сгорания. Иногда причиной является и нехватка кислорода. В обоих случаях не мешает проверить форсунки, их повреждения — частое явление. Другая возможная причина — неправильная регулировка топливной подачи на ТНВД. Кроме того, возможно, подача идёт под слишком большим давлением.
Если при этом дать холостой ход, то часто выясняется, что обороты увеличиваются, как и должны, а иногда даже и с превышением. Проверьте отвечающий за это винт — возможно, он закручен слишком сильно. Попробуйте сбавить обороты — обычно в таком случае это делается с трудом.
У форсунок важно, чтобы инжектор был плотно посажен в необходимое место, если при несоблюдении этого условия понижено давление на подаче, то у цилиндров бывает переизбыток топлива, что и приводит к обозначенной проблеме. Также получается и слишком высокая концентрация ДТ для подачи.
Особенно часто подобные проблемы возникают на отрицательных температурах. В это время уменьшается смазка, а в ТНВД деталям она требуется для отлаживания взаимодействия. При запуске ТС нужно давить на педаль, а в ТНВД в это время идёт проворот рычага для запуска топлива, опорой последнему служит спецустройство, регулирующее обороты. Поэтому не удаётся сильно увеличить объём топливной подачи. Так происходит из-за изношенности устройства регулировки оборотов. Если же оно в нормальном состоянии, то окраска будет серой.
Проверьте также воздушный фильтр, его засорение тоже может вызывать тёмную окраску дыма. Кроме того, причинами тёмной окраски могут стать:
- проблемы ТКР;
- впускные клапаны, у которых зазоры оказались меньше положенных, чтобы подать тепло;
- ошибки в расположении газораспределительных точек относительно подаваемого тепла.
Задымления серого и синего тонов
Причинами таких задымлений обычно служат отработанный фильтр на воздух и неисправные форсунки. Иногда эти два признака сочетаются друг с другом, иногда играет роль один из них, а порой их дополняют неисправности турбины.
Кроме того, дым синеет из-за задержки топливного впрыска. В этом случае не мешает проверить топливный насос, так как он, возможно, отработал своё. В таком случае мотор начинает излишне трясти. Когда мотор прогреется, тряска исчезает, дым тоже рассеивается.
Но если компрессия не достигает нужной отметки, то двигатель не заведётся, а дым останется синим. Поэтому при появлении синевы в дыме следует проверить количество ДТ. Если его достаточно, то проверке следует подвергнуть и топливный фильтр. Кроме того, синева может быть вызвана надорванными сетками в баке или насосе, подсосом воздуха на магистрали или недостаточной накачкой топлива в ТНВД.
Если причину задымления так и не удаётся найти, то попробуйте заменить масло, проверьте на утечки кольца компрессии. Если и это не помогает, то возможно, неисправна цилиндропоршневая группа, ей нужен ремонт.
Иногда синева дыма исчезает, а вибрации ДВС остаются. В этом случае причиной может являться заклинивание плунжера рециркуляционного клапана. Попробуйте встряхнуть корпусную часть клапана, он будет стучать. Если стука нет, то его нужно разобрать, пробить заглушку и поставить собранный клапан на место.
Также обязательно отрегулируйте давление в ТНВД. Если оно ниже положенного уровня, то необходимо завести бородок в заглушку редукционного клапана и провалить молоточным ударом. После этого действия зажим у пружины станет прочнее.
Включайте мотор на разных оборотах, если услышите звук металла, то провал бородка был сильнее нужного. Вернуть исходное положение можно, только разобрав клапан. Если звука металла нет, но давление в насосе не нормализовалось, операция нуждается в повторении.
Как проверить топливный фильтр?
Не у всех эксплуатантов имеется понимание, когда фильтр уже нужно заменять, а когда он способен и дальше осуществлять очистку горючего. В этом случае можно порекомендовать такой метод экспресс-проверки. Суём канистру под капот и подаём топливо, минуя фильтр. «Обратку» тоже замыкаем на ту же канистру. Включаем «движок», если он стал работать лучше — фильтр ему только мешает, нужно заменить.
Но чтобы проверить, нет ли подсоса воздуха у топливного насоса, нужно провести ещё одну проверку. Для неё берут прозрачный шланг, вставляют его прямо в топливную магистраль и проверяют, нет ли пузырей. Запузыривание означает наличие обозначенного явления.
Когда нужно менять ТНВД?
Изношенный ТНВД можно определить по появлению частичек металла в клапане отсечки, достаточно его открутить, чтобы увидеть стружку. Кроме того, дефекты обнаруживают по ржавчине внутри. Такой насос плохо подводит или отводит топливо, но это может быть связано и с изношенными форсунками. У самого ТНВД также могут быть протечки. Ещё одной причиной может быть попавшая в хладагент масляная эмульсия, она может уйти по всему охлаждающему контуру, поэтому заметить её можно в любом месте, но источник у неё один — топливный насос.
В механизмах Джон Дир всё взаимосвязано, поэтому, например, когда соскальзывает ремень ГРМ, следует проверить и ТНВД. Конечно, на проблемы насоса будет указывать и перерасход горючего.
Турбокомпрессор
Мы уже коротко рассказали о влиянии турбокомпрессора на задымления, остановимся на этом подробнее. Прежде всего, у ТКР такой признак может указывать на серьёзные неисправности, которые принято исправлять исключительно заменой узла. Но синева в дыме появляется и при обычной потере герметичности вследствие сорванных и повреждённых прокладочных материалов. Тут всему виной — масло, которое попадает на раскалённую поверхность, испаряется, отчего и идёт синий дым.
У турбокомпрессора есть также маслосъёмные колпачки, которые иногда способны пропускать масло. В результате оно уходит в выпускной коллектор, на холостом движении это даёт синеватую окраску дыма. Если с цилиндрами всё в порядке, то масло прогорает, а дым исчезает. Но если не поменять колпачки, то проблема усугубляется.
Дым или пар?
Если работа на технике ведётся летом, то отличить дым от пара легко, потому что второй бывает редко. А вот зимой одно легко принять за другое. Но у дыма есть запах прогорклого масла, прямо как на кухне. Пар же такого запаха не имеет, но в условиях отрицательных температур принюхаться сложнее. В таком случае помогает прогрев ДВС, после которого пар исчезает.
В отличие от пара, дым представляет собой серьёзную проблему, так как вызван попаданием тосола на цилиндры. Это явление сочетается с вибрацией, которая затрудняет работу. В этом случае следует проверить прокладку на впуске, также нужно заменить прокладочный материал на ГБЦ. Если последний не успеете обновить, пострадает и сама головка, тогда придётся менять и её. Если этого не сделать, то вследствие постоянного перегрева расширительный бак не будет опорожняться, но хладагент пойдёт на выхлоп со следами коррозии. По последнему признаку и можно узнать о существующей проблеме.
Возникает вопрос — а можно ли в таком случае ограничиться ремонтом ГБЦ? Но проблема заключается в том, что трещина в головке имеет свои особенности, сказывается и отсутствие нужных материалов. А если их удаётся достать, то стоимость выходит практически на тот же уровень, что и обновление.
Кроме того, если поставить медный стержень через проём для блокировки прохода газа, проведя его и через трещину, то он вскоре лопнет, ведь медь гораздо слабее держит воздействия, чем чугун, из которого изготовлена ГБЦ. Дополнительная сложность заключается в возникающей в таком случае блокировке канала, по которому проходит ОЖ, а она может привести к перегреву головки.
Действия
К сожалению, единого алгоритма в случае обнаружения задымлений из двигателя Джон Дир и подозрений на их аномальную природу не существует. Поэтому, как правило, просто последовательно перебирают все возможные причины, которые мы указали.
Прежде всего, следует выяснить, к какому оттенку ближе задымление, потому что иногда оно окрашивается в смешанные тона. Если это тёмная гамма, то причина заключается либо в превышении дозы ДТ на подаче, либо в нехватке кислорода для его сгорания. Увеличение топливной подачи требует проверки форсуночных компонентов, контроль нужен также подаче топлива на ТНВД. Во всех случаях нужно убедиться, что ещё работоспособен воздушный фильтр, а лучше, в превентивных целях, заменить его. Если стоит ЕГР — нужно проконтролировать, корректно ли он действует.
Следующая точка для проверок — ТКР и впускные клапаны.
Если гамма задымления серых оттенков, то делаем всё то же самое, так как причины изменения дымовой окраски те же. Для дымной синевы алгоритм действий будет иным, так как причины обычно лежат в плоскости:
- топливного фильтра, который отслужил своё;
- топливного насоса, у которого имеются признаки изношенности, в связи с чем его тоже лучше заменить;
- турбокомпрессора.
Проверке в этом случае также стоит подвергнуть компрессию и температуру в камерах сгорания, их низкие показатели — повод для исправления ситуации.
В случае белого дыма ищите запах, если его нет — то, вероятно, за дым вы приняли пар, который является естественным явлением и должен рассеяться после прогрева. Если пахнет прогорклым маслом, проверьте прокладки, особенно ту, что расположена у ГБЦ. Проверьте также саму головку, в случае её повреждений она должна быть заменена.