Цилиндровые гильзы в ДВС John Deere: можно ли обойтись без замены и когда обновлять

ДВС Джон Дир (США) отлично прижился в России, техника с ним (часто с таким же названием, но есть и другая) активно эксплуатируется в сельскохозяйственной и лесозаготовочной сферах. Их часто устанавливают на строительные тракторы и погрузчики, а также экскаваторы. Эти мощные силовые агрегаты способны вырабатывать электроэнергию в промышленных масштабах, поэтому генераторы с ними распространены на заводах и фабриках индустриальных гигантов.

Причины такой распространённости просты — это многочисленные плюсы, среди которых главные — мощность, сочетающаяся с экономичным топливным расходом, и простота конструкции, делающая ремонт возможным для каждого автолюбителя. Благодаря им двигатель способен служить долгий срок, он невероятно вынослив и успешно переносит наши российские зимы, легко работает и в жару. Его можно применять на спасательных работах, в том числе и после землетрясений. При необходимости у официальных дилеров всегда можно приобрести нужные запчасти.

Среди самых популярных из них — гильзы цилиндра, о них и будет сегодняшний разговор. Мы раскроем роль этого компонента, расскажем о неисправностях и подскажем, можно ли обойтись без замены, а если она нужна, — как её осуществлять.

Роль цилиндра и его гильз

В цилиндровом блоке у гильз — значительная роль. Сам он становится основой для вмещения цилиндров, перемещения поршней делают возможной выработку энергии как закономерного итога топливного сжигания. В свою очередь, гильза вставляется в БЦ, что ограничивает цилиндр, поэтому и становятся возможными движения поршня в нём. Гильза как бы прокладывает дорожку для поршня, по ней и происходит его движение. Это защищает поршневой элемент и пролонгирует его эксплуатационный срок. Параметры гильзы указываются как рабочий объём силового агрегата, что ещё больше усиливает роль этого компонента в моторе.

Кроме того, гильзы способны блокировать выход масла за пределы своих стен, что положительно сказывается на взаимодействии с поршнем, а также содействует охлаждению обоих элементов. Это особенно актуально для условий в картере, ведь температура там буквально зашкаливает. Поэтому чрезвычайно важно, что компоненты ЦБ производятся американской компанией-моторопроизводителем из материалов, которые способны выдержать этот накал. Они также минимизируют риск маслопрогорания, которое выводит детали из строя при недостаточном охлаждении.

Гильзы можно подразделять на:

  • сухие;
  • мокрые;
  • ремонтные.

В первом случае компонент не соприкасается с ОЖ, во втором такое соприкосновение имеется, но является односторонним. Чтобы хладагент не попадал в непредназначенную для этого область, ставится прокладка. Она же не даёт пройти газам, поэтому тосол остаётся чистым. И те, и другие способны качественно выполнять свои функции.

Особняком стоят ремонтные гильзы, они подразделяются на предназначенные для первого и последующих ремонтов. С их помощью восстанавливают работоспособность цилиндрового блока.

Дефекты и их возникновение

Обычно при появлении дефектов у гильз их заменяют. Тут сказывается и невысокая стоимость компонента, которая не сильно превышает цену ремонтных операций, и расходный характер детали. Если каждый раз заниматься восстановлением гильз, то этот трудоёмкий процесс будет занимать слишком много времени. Кроме того, дефекты часто предполагают замену материалов, которых у простого автолюбителя просто нет в наличии. Если же экономить на них, то и качество отремонтированного товара будет соответствующим. Впрочем, вот как раз такие гильзы и предлагают обычно в качестве новых подпольные производители — они занимаются реставрацией внешнего вида, поэтому компонент быстро выходит из строя.

Гильза перестаёт быть работоспособной по разным причинам, в числе основных огромное давление, которое формируется в цилиндрах блока. ТВС и ОЖ, перемещаясь в таких условиях, увеличивают нагрузку на составляющие БЦ. В том числе страдают и гильзы.

Высокопрочный металл способен выдержать это давление, но со временем он «устаёт» от нагрузок, начинаются негативные процессы. Из-за частой смены температур они получают ускорение, именно поэтому занимающимся профессиональным ремонтом ДВС хорошо известно, что в зимний период обращений по гильзам и цилиндрам больше, чем в тёплое время года. Здесь, конечно, сказывается и сезонный характер работы сельчан и строителей — летом ремонтировать некогда, в основном этим занимаются зимой. Но такое игнорирования текущих проблем может привести к тому, что придётся заменять не гильзы или цилиндры, а весь блок или даже мотор. Что касается зимней работы, то тут может помочь плавность прогрева, чтобы сократить амплитуду и уменьшить негативные последствия резкой смены температур.

Большинство гильзовых дефектов можно выявить визуально. Речь идёт о царапинах и трещинах, которым эксплуатанты часто не придают значения. Между тем, скорость протекания разрушительных процессов в двигателе слишком высока, чтобы игнорировать даже мельчайшие проблемы, ведь уже на следующем осмотре можно увидеть значительное увеличение площади, поражённой дефектом.

Что касается ржавчины, то, наверное, всем известно — это признак коррозии, которая приносит серьёзный вред металлу, в конечном итоге полностью разрушая его. Поэтому в этой ситуации лучше перестраховаться и заменить гильзы сразу.

Один из опасных симптомов, свидетельствующих о проблемах в гильзах, — залом бурта, он чаще бывает у тех, кто пытался ремонтировать компонент, но сделал ещё хуже. Дефект может быть также следствием некорректного монтажа. Хуже всего, что такие изъяны оказывают негативное влияние на кольца поршня. Когда дефектная гильза уходит к коленвалу, кольцо поднимается выше, в результате наш компонент получает дополнительное давление. Итогом может стать необходимость в обновлении всей поршневой группы, включая гильзы и поршень с шатуном.

На гильзы может также воздействовать кавитационный эффект — жидкости пузырятся на подходе к закипанию, это очень опасно для деталей ДВС, так как разрушает их. Чаще всего страдает посадочный пояс от кавитации или вибрации, которая тоже разрушительно действует на компонент, у него бывают глубокие вмятины. Этот симптом становится одним из опознавательных признаков для дефектовки детали. Ещё одно основание для неё — смена формы от последствий кавитации, когда образуется накипь, она даёт отложения, превращающие гильзу в овальный предмет.

Даже пыль и грязь губительно действуют на гильзу и содержащий её цилиндр. В результате смешения с топливным или масляным нагаром они вступают в химические реакции, результатом которых становится разрушающее действие на компоненты. Так как вверху давление больше, то осмотр начинают с этой части, именно там чаще всего выявляются дефекты. Менять гильзы лучше всей партией, так как разрушительные процессы будут затрагивать и оставшиеся целыми элементы.

Как менять?

Так как гильзы устанавливаются по единому сценарию в блок цилиндров, то и общая схема действий для процесса их обновления едина. Мы не приводим здесь описание процедуры проверки этого компонента на работоспособность, так как ведём речь о случаях, когда замена стала необходимой. Её можно также провести в профилактических целях, так как гильзы выходят из строя достаточно часто по причинам, указанным выше.

Если ваш опыт в обращении с компонентами ДВС относительно невелик или отсутствует вовсе, настоятельно рекомендуем не заниматься самостоятельным обновлением гильз, так как по сравнению со многими другими узлами у них есть свои нюансы, постигнуть которые обычно не под силу новичкам в автоделе. Специалисты в автосервисе сделают это быстрее и качественнее. Но если строго следовать инструкции и быть аккуратным, то процедура доступна каждому.

Съём гильз обычно осуществляют при помощи специального приспособления, если его у вас нет, то приобретите, оно пригодится не раз. Предварительно закройте чистыми тряпками или плёнкой шейки и отверстия коленвала, в которые заливается смазка. Они чаще всего страдают от загрязнений при проведении демонтажных и монтажных работ.

Для упрощения доступа к гильзам обычно приходится снимать такие узлы:

  • защитный механизм блока;
  • поршни;
  • шатуны;
  • маслоохладители поршней.

Поставив инструмент по центру ГБЦ, поверните винт по часовой стрелке, гильза от этого сдвинется, и её можно будет забрать рукой. Меняйте с гильзой также уплотнительные кольца, они наверняка выработали ресурс. Перед постановкой намажьте их маслом.

Очень редко удаётся поставить новую гильзу без расточки цилиндрового блока. После нанизывания кольца на гильзу её можно помещать в то место блока, из которого вынимался старый элемент. Давить сильно на компонент запрещено, если усилия требуются — значит допущена ошибка при подборе. В итоге гильза должна выступать над блоком примерно на 22-23 см.

После завершения монтажа снятые детали возвращают на исходные позиции. Залив слитые техжидкости, заведите мотор и проверьте, нет ли утечек, корректно ли работает цилиндровый блок.

Как сберечь?

Чтобы гильзы служили дольше, нужно уделять время профилактике и осмотрам. Постановка оригинальных запчастей значительно продлевает срок действия и самих компонентов, и мотора в целом. Но нельзя рассчитывать на результат, если вы ставите заводские гильзы, но при обновлении других частей ДВС применяете фальсификат. В этом случае возможны сбои и появление дефектов, обусловленных низким качеством работы той или иной детали.

Гильза отработает свой срок и даже свыше, если будет получать качественную смазку в достаточном количестве. Для этого позаботьтесь о покупке в проверенном месте, имеющем хорошую репутацию. Таким местом может быть только сайт официального дилера. Кроме того, отслеживайте появление утечек и слаженность действий системы маслообеспечения. Помните, что для зимнего периода существуют особые масла.

Работая с низкосортным топливом, компоненты тоже будут быстро приходить в негодность, поэтому заправляйтесь на тех точках, где дорожат репутацией. Своевременно меняйте масло и фильтры, ориентируйтесь на состояние последних. Если вы ещё не поставили сепаратор, обязательно сделайте это. Кроме непосредственной функции удаления влаги, он обеспечит дополнительную топливную очистку, что поможет реже менять фильтрующий компонент. Все эти меры положительно скажутся и на состоянии ЦПГ, в которую входят и гильзы.

Проконтролируйте и поступление качественного хладагента к поршням и гильзам, следите, чтобы не было протечек, без должного охлаждения детали и узлы быстрее выходят из строя. Проверьте работоспособность вентилятора, усиливающего охлаждение. Перегрев мотора и его частей опасен, раскалённые компоненты, включая электронику, могут даже взрываться от высоких температур.

Не перегружайте ДВС лишними нагрузками, устраивайте технические перерывы, без них силовой агрегат можно вывести из строя за короткий срок. Запуск мотора осуществляйте плавно, так же, как и торможение. Все эти меры помогут продлить срок эксплуатации гильз и других составляющих двигателя Джон Дир.