Датчики в ДВС John Deere: какие бывают, почему ломаются и как исправить
Двигатель Джон Дир — один из самых продвинутых, американский производитель всегда занимался инвестициями в научные разработки, поэтому ему удалось создать продукт, соответствующий своей эпохе. Но и далее он не останавливался на достигнутом, поэтому и сейчас новейшие модели — это синтез привычных схем и инноваций. Этим он и привлекает потребителя: простой в ремонте и обслуживании, но современный в заложенных алгоритмах. Благодаря этому сочетанию водитель, управляющий ТС с таким «думающим» силовым агрегатом, имеет хорошего подсказчика в виде электронного блока, в который разработчики заложили нужные схемы действий. Но электромодулю для реализации этих схем нужна качественная информация, которую собирают датчики. Им и посвящается эта статья, мы поможем разобраться в разнообразии устанавливаемых датчиков, выясним, почему они ломаются, и подскажем, как с этим бороться.
Виды датчиков
Датчик в силовом агрегате — это прибор, с помощью которого идёт сбор необходимой информации. Информирование может быть прямым или косвенным, в первом случае водитель лично собирает сведения с датчиков, в основном такой вариант был характерен для первоначальных версий. Сегодня данные идут напрямую в ЭБУ, но если он не установлен, то эксплуатант может самостоятельно получить нужные сведения. Термометр или манометр тоже можно назвать датчиками, но в большинстве случаев к ним этот термин уже не применяется.
У современных датчиков, устанавливаемых в ДВС John Deere, начинка содержит микрочипы, они, как правило, настроены на дистанционную передачу информации, но некоторые из них связаны с управляющим блоком проводкой.
Для эффективной работы мотора необходимо обеспечить компактное размещение компонентов, поэтому и датчики тоже эволюционировали от массивных к миниатюрным устройствам с минимальной массой. Каждый, кто имеет доступ к управлению ТС, сможет и получать информацию по ним.
Электронная информация строится на основе преобразований физических и химических процессов, считывание производится через цифру или аналоговый вид.
Что касается видов датчиков, то можно назвать такие, как:
- температурные;
- измеряющие давление;
- определяющие положение узла;
- уровневые и т.д.
Температурные датчики, в свою очередь, можно разделить на определяющие температуру воздуха в атмосфере на подаче в смесь с топливом, в самом ДТ и моторном масле, хладагенте, газах и др. То же можно сказать и об измерителях давления, этот параметр особенно важен для многих частей силовой установки. Уровневые приборы способны следить за состоянием необходимого объёма топлива или масла, чтобы эти технические жидкости находились в том промежутке, который нужен для функциональности, например, насоса. Есть датчики, способные отслеживать положение коленчатого и распределительного валов. Отдельно следует отметить устройства, следящие за уровнем загазованности, загрязнений и т.п.
Чем больше датчиков установлено в ДВС, тем шире картина, которую получает «электромозг» машины. С другой стороны, для принятия многих решений достаточно определённого, ограниченного числа грамотно разработанных алгоритмов, они позволяют ЭБУ сработать качественно и с небольшим количеством собирающих сведения приборов. Даже если электромодуль не действует по каким-либо причинам, водитель сможет считать нужные сведения сам, большинство модификаций это предусматривает.
Американская компания применяет в своих моторах только самые современные устройства сбора информации, но на старых моделях могут быть установлены различные типы датчиков. Поэтому они имеются, относящиеся к различным типам, от прямоконтактных до фотоэлектронных, есть электромагнитные и пьезоэлектрические. Каждый из них — со своими плюсами, но все оптимизируют процесс замеров, позволяя эксплуатантам избегать ручных измерений.
Обнаружение дефектов
Обнаружение дефектов в приборах, собирающих сведения, зачастую затрудняется тем, что не происходит блокировки текущей деятельности ДВС. Однако, если такой факт стал известен, следует принять срочные меры, так как в функционирование мотора в данных случаях вносятся некорректные сценарии. Работа силового агрегата Джон Дир основана на балансе, в котором ломающиеся узлы передают нагрузку оставшимся работоспособными. «Слепая» деятельность ЭБУ будет разрушать этот баланс, в результате изношенными окажутся и те узлы, которые могли бы остаться целыми.
Электронные информаторы настроены таким образом, что могут сообщить о вышедшем из строя датчике. Но это происходит не всегда. К тому же кто-то может и не обратить внимания на поступившее предупреждение.
Отдельно отметим ситуации, когда датчик начинает сообщать некорректные сведения. Понять это можно только при большой разнице с истинными значениями. Различить же, например, несколько градусов топливной температуры обычный человек не может. Проблема в том, что на основе этих данных электромодуль примет ошибочное решение, которое может тяжело отразиться на состоянии узлов мотора. Для предотвращения таких ситуаций существует специальная компьютерная диагностика, обычно ежегодного обследования достаточно, чтобы понять, верно ли работают приборы.
Дефекты в работе датчиков возникают по разным причинам, среди которых, например, присутствуют и характерные для деятельности узлов в моторе условия. На них так же, как и на другие составляющие ДВС, воздействуют повышенные температуры и давление, они могут испытывать действие вибрации и даже последствия резонансов, когда совпадение тактов приводит к трещинам и разрушениям. Для предотвращения последних, кстати, действуют специальные устройства — демпферы, но их настройки могут и не справиться с явлениями, которые широко распространяются по всей площади двигателя.
В то же время есть и особенные, характерные именно для электроники, причины появления неисправностей, которые затрагивают датчики. Например, они могут потерять контакт с ЭБУ, это происходит, в том числе, и из-за неисправности последнего. Получая усиленную нагрузку, приборы рискуют и сами выйти из строя. Им тяжело работать с топливом или маслом низкого качества, проблемы могут возникать и из-за загрязнённого воздуха. Низкокачественный тосол тоже отрицательно сказывается на их состоянии.
Датчики коленвального и распредвального положения лучше сохраняются, если у валов нет поломок. В свою очередь, и последние нуждаются в сохранности работоспособности контролирующих их приборов. Поэтому обнаружить неисправность валов можно по показаниям датчиков, но и дефекты в валах укажут на некорректность действий приборов.
Есть и свои особенности у каждого устройства сбора информации. Так, поломку датчика давления во впускном коллекторе можно отследить по нестабильности оборотов на холостом движении. Неверные сведения, передаваемые прибором, приводят к дисбалансу топлива и воздуха в их смеси.
Неверная информация о распредвальном положении от соответствующего устройства может понизить набираемую мотором мощность, а коленвальный датчик и вовсе приведёт к тому, что двигатель заглохнет.
Наличие проводов и контактов во внешних и внутренних коммуникациях датчиков потенциально опасно их выходом из строя, так как у контактных элементов возможен отход от необходимой позиции, а проводка склонна к обрывам. Это дефекты, справиться с которыми по силам каждому, если вовремя заметить и принять меры. Если же этого не сделать в нужный момент, то возможны замыкания в электроцепи и перегорания всего узла.
Обновление
Датчики действительно можно отремонтировать, но организации, занимающиеся обслуживанием транспортных средств, неохотно берутся за данный вид работы, предпочитая рекомендацию на обновление. Почему так происходит? Причины могут быть разные, но нельзя сбрасывать со счетов стремительные темпы развития электроники, благодаря которым вчерашние модели уже устаревают, а стоимость других становится ниже восстановительных работ.
Иногда «реанимация» устройства возможна, но представляет собой замену ряда комплектующих. Учитывая возраст прибора, потребитель должен понимать, что через короткое время придётся возвращаться за новым ремонтом. Поэтому и получается, что обновить датчик часто выгоднее и проще, чем заниматься его восстановлением.
Бывает и так, что ремонт сам по себе нецелесообразен по причине старости датчика. В этом случае устаревает и модель, завязанная на ПО прошлого века, у металла накапливается «усталость», определённые компоненты подлежат замене. Обновление по душе и большинству пользователей, не желающих тратить лишнее время на поиски ремонтников.
Но это не означает, что нужно купить датчик в первом попавшемся магазине, а то и вовсе одолжить его у приятеля. Последнее, кстати, достаточно распространено у народных блогеров. Чтобы замена оказалась качественной, компоненты для ДВС лучше покупать у официального дилера. По сравнению с другими продавцами, не имеющими дилерского статуса, такое предложение всегда лучше за счёт получаемой гарантии и прямой цены от производителя. Ниже дилера может продавать только подпольный производитель, но такая покупка всегда обходится дороже, так как детали быстрее выходят из строя.
У датчиков разные функции, поэтому и процесс замены будет не во всем совпадать с описанным. Есть отличия и в крепежах различных модификаций, по-разному располагаются узлы в отдельных моторных версиях. Но универсальность большинства моделей делает процессы обновления датчиков похожими.
Один из первых шагов в демонтажных работах с деталями ДВС почти всегда связан с отключением минусовой клеммы на аккумуляторе. Затем расчищают путь к прибору, убирая те компоненты, которые могут помешать. Например, дойти до устройства, отслеживающего коленвальное положение, обычно невозможно, не убрав стопорную планку колодки проводов. Но иногда её достаточно сдвинуть в сторону. Сам датчик может иметь винтовое крепление, тогда винт вывинчивают. Для постановки нового устройства лучше использовать свежий. Усилие, с которым нужно его завинчивать, может быть разным, но часто распространена версия на 8 Нм. Поставив на место планку и подключив отключённую клемму, можно протестировать прибор. Если встречаются прокладки, меняйте их вместе с датчиком, предварительно промаслив новую деталь. Так же поступают и с уплотнительными кольцами.
Профилактические меры
Профилактические меры в отношении датчиков заключаются прежде всего в организации наблюдений и осмотров, потому что без них выявление предпосылок к поломкам невозможно. Внимательный эксплуатант без труда сможет определить их по указанным нами в статье симптомам. Кроме того, сберечь приборы без комплексного обслуживания всех систем ДВС John Deere тоже не получится. Нужно обеспечить поступление в узлы качественных техжидкостей — топлива, масла, тосола. Только если насосы работают с качественным топливным составом, узлы получают необходимую смазку, а компоненты, нуждающиеся в охлаждении, хороший хладагент — датчики будут работать долгий срок без нареканий. В этом случае вы сможете воочию убедиться в перечисленных преимуществах данного высококлассного силового агрегата.