Распределительный вал в ДВС John Deere: основные неисправности и их устранение

Надёжность ДВС Джон Дир не вызывает сомнений, неслучайно он активно применяется на сельхозугодьях и стройплощадках многих известных компаний. Зелёная техника с ним украшает фото с урожаем и на посевах, строительных объектах и лесозаготовках. Его часто применяют промышленные предприятия, ведь выработка электроэнергии генераторами с ним всегда идёт ударными темпами. Все эти успехи стали возможными благодаря передовым разработкам, в которых немалое значение имеет быстрый набор мощности и крутящего момента, а также обеспечивающие долгий срок эксплуатации износостойкость и крепкие материалы. Инвестиции в последние помогают достигать и топливной экономии, при этом у двигателя простая конструкция, что позволяет быстро восстанавливать его работоспособность путём замены комплектующих. Одно из направлений этого восстановления мы и рассмотрим сегодня. Речь пойдёт о такой ходовой детали, как распределительный вал. Зачем он нужен, какие функции выполняет, возникающие неисправности и пути их устранения с операцией замены — читайте в нашей информстатье. Что такое распредвал? Распредвал имеет настолько серьёзное назначение, что не все смогут объяснить, как возможно движение без него. Действительно, в современных модификациях работа ДВС без функциональности распределительного вала просто невозможна. Распределяя газовые потоки, он отделяет один моторный такт от другого и производит синхронизацию этапов функционирования клапанной системы. Проще говоря, его главной задачей является приведение в соответствие тактов и клапанных механизмов через газораспределение. Если бы не было распределительного вала, была бы заблокирована подача ТВС для сгорания, что является главным условием работы ДВС. Кроме того, он выводит газы после отработки, иначе они мешали бы работе мотора, не удалось бы достичь и требований по стандартам экологии. По виду распредвал является стержнем, у него есть паз с углублением впереди, шея и кулачки, которые толкают штанговую деталь или спецтолкатель в то время, когда идёт вращение. У него также имеются спецканалы, в которые масло попадает через отверстие, а они служат его проходными путями. Вытекания не происходит благодаря сальнику, располагающемуся в шее. В обозначенном углублении паза располагается шпонка со шкивом привода ГРМ, иногда он заменяется звездой, тогда передача идёт через цепь. Причины появления дефектов У распредвала — повышенные ресурсы и выдержка, позволяющая сопротивляться негативным воздействиям дольше, чем у каких-либо других узлов ДВС Джон Дир. Такое сопротивление становится возможным благодаря изготовлению из особо прочных металлов и специальным добавкам, укрепляющим их. Модифицированный чугун, легированные стали и хром с молибденом, включаемые в состав детали, существенно удлиняют срок эксплуатации. Поэтому на распредвал практически не действуют повышенные температуры, нипочём ему и давление с химическими процессами, происходящими в результате смешения посторонних веществ с грязью и техжидкостями. Он даже способен выдерживать удары умеренной силы, при этом стоит учитывать, что вес деревьев, например, при падении с высоты значительно увеличивается за счёт полученного ускорения, поэтому на лесозаготовках, каменистой почве и в разрабатываемых карьерах стоит принять дополнительные меры безопасности. Однако время берёт своё, у металла развивается так называемая «усталость», когда даже незначительное воздействие способно причинить вред, начинается разрушение даже мощных и крепких узлов типа распредвала. Этот процесс активизируется значительно раньше, если водитель пренебрегает установленными правилами. Такова психологическая особенность: берегут электронику, так как знают, что она хрупка, безалаберно относятся к крепким узлам. В результате последние выходят из строя раньше. Из примеров самое простое — закручивание болтов с превышением указанных усилий. Так уже при установке можно нанести повреждения, которые через некоторое время вызывают необходимость ремонта. Ещё одна пагубная привычка — частое и беспричинное использование высоких оборотов, они сокращают срок эксплуатации многих компонентов, включая распредвал. Если игнорировать неисправности некоторых узлов получается, но тоже нежелательно, то вал распределения сразу даёт о себе знать и может заблокировать работу всего силового агрегата. Первый кандидат на выход из строя в этой составляющей мотора — подшипник. Его может заклинить, это затрудняет функционирование вала. К плохой реакции иногда приводит недостаточная смазка, у распредвала в ней особая потребность в силу высокого содержания металлов. Подобные проблемы характерны и для вкладышей. Бывает и так, что подача масла идёт усиленными темпами, а негативные явления имеются. Это означает, что неверно подобран масломоторный состав. Так происходит, когда выбор ГСМ осуществляется по остаточному принципу, закупаются дешёвые сорта и подделки, порой вообще не содержащие нужных для двигателя веществ. В канистру заливаются суррогаты на основе пальмовой технической фракции. Ещё одна причина, почему масло оказывается недостаточно чистым — это его редкая смена, а также пренебрежение сроками по обновлению фильтрующих компонентов. Такое происходит, потому что в инструкции указывается период для замены в 250 часов, но он сориентирован на условия западных стран. У нас интенсивность труда, особенно в летний сезон, выше, поэтому и менять фильтры приходится чаще. Масло не будет доходить до узла, если есть протечки. Одно из потенциальных мест, где утекают ГСМ, — распредвальный сальник. При его соединении с коленчатым валом уплотнение шестерёнки не выдерживает напора, поэтому вместе с сальником следует заменить и его. Повреждения могут также затронуть: шестерёнку привода; ремень; цепь ГРМ. Проверяя их состояние, можно предотвратить выход из строя всего распредвала. У ремня или цепочки важно обеспечить нужное натяжение, потому что при слабом они не обеспечивают нужной функциональности, а при чрезмерном быстро получают дефекты и становятся неработоспособными. В последнем случае они выглядят потёртыми, на них есть трещины и пробоины. На распредвальных шейках часто появляются задиры, это затормаживает их работу, в итоге страдает эффективность действий всего узла. Для него также важна корректная настройка регулирования клапанов, в противном случае на деталях могут быть сколы. Это особенно актуально в высокий сезон, когда нагрузка на мотор в целом и на вал в частности повышается, и последний может не справляться с ней. Нужно обращать внимание также на кулачковые элементы, так как они со временем могут истираться и приходить в негодность. Более того, они будут тереться об толкатели, выводя из строя и их тоже. Масло в данном случае не поможет, так как плёнка будет разрушена перегревом, который усиливает своё действие из-за зашкаливающей силы трения. Но качественные ГСМ способны затормозить этот процесс, а при внимательном наблюдении есть хороший шанс успеть заменить детали. Но можно сработать и на опережение, заменив их превентивно. Всем занимающимся сезонными работами хорошо известен эффект, возникающий у распредвала стоящего без дела мотора. Сальник начинает протекать, поэтому перед началом длительного сезона его меняют в профилактических целях. При перегревах вал распределения может менять форму, от чего страдает его функциональность. Поэтому ему нужно качественное охлаждение, для чего работает подача ОЖ с вентиляционным обдувом. Но если деформации уже затронули узел, то его следует заменить, так как он не сможет полноценно выполнять свои задачи. Когда пытаются восстановить нужную форму, повреждают другие детали, приходится менять и их. Обнаружить, что деформация уже начала свой разрушительный процесс, можно по характерной вибрации. Если же её проигнорировать, то некоторые компоненты успеют выйти из строя. При установке иногда тоже допускаются ошибки, они особенно опасны для всего силового агрегата, потому что положение распредвала имеет для него особенное значение. Так бывает, если некорректно выставлены фазы или сорвана резьба при затяжке. Поэтому важно соблюдать указанные в инструкции усилия, а после установки провести пробный запуск, который покажет, можно ли эксплуатировать вал в составе ДВС или нужна переустановка. Особенно опасна установка некачественного вала распределения, потому что он не сможет обеспечить выполнение функций уже через небольшое время. Обычно подпольные производители не способны самостоятельно изготовить даже обыкновенную замену этого узла, поэтому берут бывший в употреблении и реставрируют его внешний вид. Пытаться самостоятельно устранить его исправности также нежелательно, потому что таких крепких материалов на замену вам не найти. Если дефекты в распредвале слишком серьёзны, его нужно обновить полностью, воспользовавшись предложением официального дилера. Только так можно гарантировать получение качественного узла на замену. Как произвести замену? Учитывая различные типы валов газораспределения, которые устанавливаются на ДВС John Deere, технология демонтажа и монтажа может отличаться от описанной. При этом универсальный характер конструкции этих двигателей делает общую схему во всех этих типах схожей. Вес узлов и деталей, которые приходится снимать в случае необходимости замены распредвала, достаточно велик для поднятия одним человеком, поэтому рекомендуется использовать подъёмник или помощь других участников процесса. К тому же при отсутствии должного опыта лучше не рисковать и обратиться к специалистам на СТО. Процесс демонтажа начинают с отключения минусовой клеммы аккумулятора. Сам силовой агрегат следует снять. Далее убирают вакуумный насос, крышку ГБЦ и выставляют ВМТ первого цилиндра на такте сжатия. Затем откручивают крышки картера привода газораспределения и цепного гидронатяжения, извлекают плунжер, цепь закрепляют проволокой. Ослабив болт натяжения задающего круга и звезды распредвала, удержите коленвал от проворота, иначе собьются фазы. Болт крепления датчика фаз и звезды распредвала следует выкрутить полностью. После этого необходимо снять задающий круг и звезду с цепью, вынуть дистанционную шайбу и коромысла с толкателями клапанов и опорами. Стопорную пластинку после снятия рекомендуется заменить, так как она часто бывает повреждена. Завершают операцию снятием самого распредвала, стараясь не повредить при этом подшипники. После установки нового устройства снятые детали возвращают на место, исключая заменяемые, например, коромысла клапанов. Залив масло, проверяют корректность работы узла. Заменив распределительный вал, при условии соблюдения указанных в статье правил эксплуатации, вы увидите восстановление всех прежних ходовых и эксплуатационных характеристик, включая мощность и экономичность расхода топлива.