Вентилятор ДВС John Deere: неисправности и их устранение
Двигатель Джон Дир хорошо известен в России, так как устанавливается на весомой доле сельскохозяйственной и строительной техники. Его активно применяют также лесозаготовочные компании, отлично зарекомендовал он себя и в промышленных генераторах. Американский силовой агрегат предпочитают, потому что он довольно мощен и вынослив, способен работать долгое время без нареканий и неожиданных остановок. Он легко переносит наши морозные зимы и знойное лето. Эти достойные характеристики он сочетает с приличной экономией горючего, что особенно немаловажно для фермерских хозяйств и небольших организаций, где считают каждую статью расходов. Ещё один неоспоримый плюс — простая конструкция, позволяющая каждому, кто умеет держать отвёртку и прочий инструмент, легко отремонтировать его двигатель, в котором все детали можно заменить. А они имеются у официальных дилеров, широкая сеть которых налажена по всей стране.
Один из часто обновляемых узлов этого мотора — вентилятор. Нет, с качеством у него всё в порядке, неслучайно во многих моделях он легко применим на продукции иных моторопроизводителей, к тому же имеется соответствующая сертификация по международным стандартам. Но, к сожалению, никто не может застраховаться от неблагоприятных факторов, воздействующих на составляющие мотора в дороге. Именно поэтому мы решили рассказать подробно о том, как устроено вентиляционное устройство в наших силовых агрегатах, почему оно ломается и как устранить последствия возникающих дефектов.
Общая информация о вентиляторе и его назначении
Вентилятор хорошо известен в различных устройствах, включая, например, компьютеры, есть и бытовые модели, которые обеспечивают нам охлаждение в домах. В двигателе внутреннего сгорания у него похожие функции: условия, при которых температура превышает несколько тысяч градусов, требуют хорошего охлаждения, иначе происходит закипание жидкостей, начинают плавиться металл и пластик. Это охлаждение обеспечивается целой совокупностью взаимодействующих компонентов, выстроенных в организованную систему. Один из ключевых компонентов этой системы — вентилятор, интенсифицирующий создаваемое разгоняемым по контуру под большим давлением хладагентом охлаждение. Если бы не слаженная деятельность составляющих системы охлаждения, то неминуемы были бы не только расплавы металлов, но и взрывы, ведь в ДВС присутствует и мощная электроника.
В структуру вентиляционного устройства включаются:
- лопасти, объединённые крыльчаткой;
- привод;
- регулятор скоростей и их переключения — вязкостная муфта;
- втулка с опорой;
- шкив.
У каждой из этих составляющих — свои задачи, но все вместе они обеспечивают мощный обдув любой из точек мотора, нуждающихся в нём. Чтобы воздух доходил до дальних позиций — нужен шкив. Вентилятор должен крепко держаться на заданной позиции, поэтому он закрепляется болтами на кронштейн. Он не должен работать беспрестанно, иначе просто быстро будет исчерпан ресурс, произойдёт остановка, а в нужный момент не сработает включение. Также необходима и регулировка скоростей, ведь при жаркой температуре обдув должен быть сильнее, чем при слабой.
Электропитание обычно идёт от генератора, но существует привод и через ремень.
Поломки, их причины
Огромное влияние на вентилятор оказывают неблагоприятные факторы, воздействующие и на другие компоненты ДВС. Входя в его структуру, вентиляционное устройство не может избежать воздействия температур, давления, химических веществ. Поэтому даже в высокий сезон техника не должна эксплуатироваться беспрестанно, ей необходимы перерывы.
В вентиляторе высока доля металлических составляющих, а это значит, что велика и потребность в частой смазке, которая должна осуществляться качественным масляным составом. К сожалению, приобретение масла с рук, на сомнительных сайтах и буквально в подворотне приводит к тому, что детали не получают необходимое количество ГСМ. А без этого взаимодействующие компоненты, особенно состоящие из металлов, быстро истираются, тем более, если они эксплуатируются в усиленном режиме. И все прекрасно понимают, что этот график работы — неизбежность в период посевных и уборочных кампаний.
Но даже если вы покупаете качественное масло у официальных дилеров, этого не всегда достаточно, чтобы составляющие вентилятора получали нужную смазку. Ведь ещё нужно, чтобы без перебоев работала система смазки, а в ней тоже возможно возникновение дефектов.
Тракторная и другая автотехника Джон Дир эксплуатируется порой на таких каменистых почвах, что вентиляционное устройство может получить и механическое повреждение. Это может произойти и в других условиях, поэтому воздействия такого характера также становятся причиной некоторых дефектов вентилятора. Хочется отметить, что материалы, применяемые для изготовления вентиляторов в компании John Deere и по её заказу, достаточно крепки и способны выдерживать довольно сильные удары, это подтверждается многочисленными краш-тестами. Но, во-первых, предусмотреть изменённую рикошетами траекторию удара — невозможно, а во-вторых, в некоторые детали, типа лопастей, приходится включать высококачественный пластик, ведь иначе не будут обеспечены нужная скорость и разлёт, что необходимо для качественного и всестороннего обдува.
Как обнаружить неисправности?
Обнаружение неисправностей вентилятора возможно только при внимательном отношении к этому устройству и регулярности осмотров. При недостаточном охлаждении моторных компонентов и пониженной интенсивности обдува можно заподозрить появление дефектов.
Один из характерных признаков, что вентилятору требуется ремонт или замена, — неустойчивое положение вискомуфты. От этого устройство не может осуществлять качественный обдув, что приводит к перегреву силового агрегата. Она также может со временем покрываться налётом из засохших ГСМ, смешанных с грязью. В таком случае создаваемый вентиляционный обдув будет очень слабым, от чего пострадает вся система охлаждения.
Сам вентилятор тоже нуждается в охлаждении, поставка воды из помпы способствует этому. Но иногда из-за утечек может произойти короткое замыкание, отход контактов или более серьёзная поломка электроники, ведь попадание влаги губительно для неё. Это не отменяет необходимости охлаждать те же подшипники или муфту, но нужно контролировать отсутствие трещин, которые могут перейти в значительные пробоины.
Для аварийного отключения вентилятора существует система защиты, которая предохраняет устройство от перегорания во время внештатных ситуаций. Одной из таких может быть перегрев. Ресурс предохранителей не безграничен, поэтому меняйте их по мере возможности после нескольких срабатываний, иначе они не смогут отреагировать, когда это понадобится.
В некоторых моделях у вентилятора есть защитный кожух, при его повреждении хладагент будет перегреваться. Поэтому в такой ситуации его нужно починить или заменить, иначе не удастся достигнуть нужного охлаждения.
Если привод идёт через ремень, то нужно контролировать его натяжку, так как и слишком сильное, и чрезмерно слабое натяжение будет приводить к быстрому износу, влияя на работоспособность вентилятора. Ремень также не будет выполнять свои функции, если он треснул, расхлябан или сильно поцарапан.
Вентилятор относится к электронике, значит, имеются провода, а у них могут возникать запутанности, переломы, отходы контактов. Всё это приведёт к отсутствию включения. В таком случае пройдитесь по всей линии проводки и проверьте её.
Если вентилятор не может выключиться, он быстро исчерпает свой ресурс, после чего не сможет включиться. Поэтому нужно произвести принудительное отключение, а после заняться поиском причины, которая может заключаться в сломанном реле или той же проводке.
Как устранять неисправности?
Некоторые неисправности, особенно если они обнаружены на первоначальных стадиях повреждений, являются легкоустранимыми. Нет ничего сложного, например, чтобы восстановить контакт или разогнуть провод, если ещё не произошло его порыва. Так же нетрудно произвести новую натяжку ремня, если остался исправным натяжитель. Очистка вискомуфты в большинстве случаев тоже не вызывает затруднений. Это, можно сказать, даже не дефекты, а скорее меры своевременного исправления ситуации.
Другие поломки требуют замены определённых комплектующих. Например, часто приходится менять вязкостную муфту или ролики, нужно обновлять сломанные лопасти или всю крыльчатку. Периодическая замена нужна шкиву и втулке. Когда таких нуждающихся в замене механизмов несколько, — проще и дешевле заменить вентилятор полностью. Это делают и при капитальном ремонте. Если вовремя не поменять, — система охлаждения даст сбой, что чревато перегревом мотора, а сменить его — удовольствие недешёвое и сложное технически.
Как меняют вентилятор?
Технологии замены вентилятора в ДВС Джон Дир могут отличаться, так как само расположение его и смежных узлов менялось при внесении модернизированных изменений. У устройств различаются конструкции, поэтому приведённая схема только в общих чертах знакомит вас с процессом демонтажных и монтажных работ.
В любом случае демонтаж начинают со снятия тех деталей, которые могут быть повреждены при этом. А это обычно патрубки, трубки, иногда подушка. Не забудьте также слить тосол, его разбрызгивание будет лишним в этом процессе. Если видно, что линия демонтажных работ проходит рядом с радиатором, но не задевает его, не спешите снимать это устройство — процесс довольно трудоёмкий. Часто его достаточно повернуть в сторону. Что касается болтов крепления, то обычно используются 10-миллиметровые, но на всякий случай возьмите полный набор ключей.
Перед постановкой нового вентилятора посадочное место нужно очистить, оно обычно загрязняется, в том числе и застаревшим маслом, перемешанным с текущим топливом и ОЖ. Поэтому нелишним будет воспользоваться спецочистными средствами и хозгубками. При монтаже действия совершают в обратном порядке, усилия по затягиванию болтов указываются в инструкции, но чаще всего распространён вариант на 43 Нм.
Смонтированный вентилятор проверяют при включённом ДВС, должны отсутствовать посторонние шумы. Если нагревающийся мотор охлаждается в штатном режиме, значит, всё сделано правильно.
Как продлить эксплуатационный срок?
Думать о том, как продлить эксплуатационный срок вентиляционного устройства, следует сразу после установки. Для этого нужно прежде всего отслеживать работоспособность его составляющих, для чего осматривать и проверять включаемость-выключаемость не только в рамках плановых техосмотров. Все неработоспособные детали, даже если они не влияют на возможность функционирования, следует сразу же заменять, так как иначе может отказать весь вентилятор.